шпаргалка

Вопрос №24.1. Товарищество «Передвижников».

[ Назад ]
Искусство второй половины XIX века представляет собой сложный и напряженный период в истории художественной культуры России.

В лучших своих полотнах русская реалистическая живопись тяготела к постановке философско-нравственных и религиозных проблем века.

Искусство этого времени не терпело никакой фальши и условности и обладало истовым стремлением к выражению «правды жизни». Художники -реалисты в поисках подлинного знания и объективных выводов проникали в глубины человеческого бытия. Они зорко всматривались туда, где «благо смешано со злом», показывая «жизнь как она есть». Обнажая «злую действительность», они тем не менее сохраняли неприкосновенным далекий от «тьмы жизни» общечеловеческий идеал. Его незримое присутствие — особое свойство эпохи.

Главной темой искусства становится исследование отношений человека с реальным миром, отмеченным общественными противоречиями, конфликтами и личными драмами

Искусство призвано будить совесть, звать к выполнению христианского и гражданского долга, к уважению человеческого достоинства, должно выступать против насилия над личностью. «Художник — служитель истины путем красоты», — писал И.Н. Крамской в 1880-е годы, подводя итог своим размышлениям о роли искусства в жизни общества. В атмосфере, пропитанной желанием социального переустройства на «разумных и светлых началах», Петербургская Академия художеств, долгое время бывшая «законодательницей моды» и художественного вкуса, стала казаться тормозом на пути самостоятельного развития реалистического искусства. Осенью 1863 года 14 выпускников Академии заявили протест против обязательного для всех, но далекого от реальной жизни мифологического сюжета из скандинавского эпоса «Пир в Валгалле», которому обязаны были следовать все конкуренты на большую золотую медаль по классу исторической живописи. Студенты требовали свободного выбора темы академической программы. Их «прошение» не было удовлетворено, и они демонстративно вышли из Академии, лишившись, таким образом, льгот и привилегий, в том числе заграничных пенсионерских поездок. С этого времени русское искусство встало на путь преодоления академизма.

Важным событием в дальнейшем освобождении искусства явилось создание Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), которое усилило начавшееся в 1860-е годы противостояние академизма и реализма. Своим возникновением Товарищество обязано Н.Н. Ге, Г.Г. Мясоедову, В.Г. Перову, И.Н. Крамскому, А.К. Саврасову и др.

Главные его цели определены в Уставе, принятом в 1870 году в Петербурге. Первый параграф гласил: путем устройства передвижных выставок предоставлять возможность жителям провинций России знакомиться с современным искусством с целью «развития любви к искусству в обществе», с одной стороны, и «облегчения для художников сбыта их произведений», с другой.

В члены Товарищества принимались только художники. Всеми делами, в том числе и финансовыми, ведало общее собрание и правление, настроенное на оказание всяческой поддержки художникам, положение которых в обществе было чрезвычайно трудным. Отныне весьма демократичным представлялся и отбор произведений на передвижные выставки, который производился «судом своего же брата-товарища». Первая передвижная выставка, состоявшаяся в 1871 году, была особенно тщательно собрана. На ней были представлены все жанры — исторический, портретный, пейзажный и бытовой. Каждый жанр заявил о себе в полную силу, стремясь к разрушению привычных стереотипов в поисках новых путей и форм существования. И критике и публике тогда же стало очевидно, что искусство наконец обрело свой независимый путь развития.

В движении в разные годы принимали участие И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, Н.Н. Ге, В.Г. Перов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, А.К. Саврасов, В.М. Максимов, К.А. Савицкий, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, И.И. Левитан и др.

В деятельности передвижников нельзя недооценить фигуру Павла Михайловича Третьякова. Главным делом жизни он поставил создание открытого для широкой публики музея современного искусства, который отразил бы все этапы развития русской школы живописи и утвердил бы ее самоценность. Третьяков — единственный среди московских коллекционеров — построил музейное здание, в других собраниях картины размещались в жилых интерьерах. Монументальные произведения, подобные «Крестному ходу в Курской губернии» И.Е. Репина(1828-1910), «Боярыне Морозовой» В.И. Сурикова, картинам Балканской серии В.В. Верещагина и многим другим, не могли стать собственностью простой частной коллекции, а только такого собрания, которое развивалось «по известной программе» и было ориентировано на все новое, передовое, глубокое и важное в современной школе живописи. В его собрание вошла также задуманная им галерея портретов «лучших людей нации».



Вопрос №24.2. Людвиг Ван Бетховен. Лунная соната

В своих произведениях композитор рассматривает проблему героя и народа. Герой неотделим от народа, и проблема героя перерастает в проблему личности и народа, человека и человечества. Герой обладает достоинствами философа и воителя, у него могучая воля и ум мыслителя. Основная цель – завоевание свободы. Путь к осуществлению этой цели тернист и труден: борьба с внешними силами мира осложняется внутренними конфликтами, сомнениями, колебаниями, душевными страданиями. Требуется предельное напряжение всех сил. Случается, что герой гибнет, но гибель героя венчает победа, несущая счастье освобожденному человечеству.

В центре внимания Бетховена – жизнь большого человека, протекающая в непрерывной борьбе за прекрасное будущее для всех. Героическая идея красной нитью проходит сквозь творчество Бетховена.

Рядом тема природы (6 симфония, медленные части сонат и т.д.). Природа – источник жизни, от соприкосновения с ней человек очищается нравственно, смелее смотрит в будущее.

Бетховен глубоко проникает и в тончайшую сферу человеческих чувств. Раскрывая мир внутренней эмоциональной жизни человека, Бетховен рисует все того же героя – умного, сильного, гордого, мужественного. Но он никогда не станет жертвой своих страстей. Стихийность чувств этот герой способен подчинить воле ума, требованиям рассудка.

Инструментальная музыка – основное в творчестве композитора. Это симфонии (9), сонаты для фортепиано (32), квартеты, трио, квинтеты (для струнных и духовых инструментов) и т.д.

СОНАТНАЯ ФОРМА позволяет увидеть образ в развитии. Сопоставления, контрасты, взаимодействия помогают перейти образу в новое качество. Чем глубже контраст тем – конфликт драматичнее, процесс развития сложнее и напряженней.

В сонатах Бетховена появляются разные образы, разные мысли: драматические и трагические, героические и лирические, созерцательно – отстраненные и активно – динамичные. В сонатах, равнозначных симфониям, Бетховен максимально использует возможности фортепиано (самые низкие и самые высокие звуки, сложные пассажи, использование педали, разные уровни громкости и т.д.)

Лунная соната

Своеобразная композиция: 1часть – медленная, 2часть – танцевально – грациозного характера, 3часть – бурное сонатное аллегро (обычно такой бывает 1часть!). Это рассказ о душевной драме, переходящей от скорбной самопогруженности и скованных печалью раздумий к активному, энергичному протесту.

1часть.Лирическая мечтательность ассоциировалось с настороженной тишиной, таинственностью лунной ночи (отсюда и название. Бетховен называл эту сонату «как бы фантазия»).

Эту часть пронизывают чувство скорби, власть нерадостных дум. Музыка импровизационного склада. Но присутствует безостановочное движение, сосредоточенно – размеренное, создающее глубокий фон. Мелодия – остро–выразительная, скорбно-патетическая, сложная, со «стонущими» интонациями. Она развивается очень эмоционально в активной смене гармоний, но дух пока скован страданиями. Минор.

2 часть. Краткая передышка в тяжелых раздумьях. Это уход от мучивших мыслей, и время, чтобы собраться с силами. Характер музыки – грациозно – танцевальный. Светлая мажорная музыка.

3 часть. Врывается в мир 2 части высоким накалом эмоций, взрывами неукротимого гнева. Патетическая декламация напоминает поток града, который хлещет и потрясает душу. Единое ритмическое биение передает крайнюю степень возбуждения. Это - кульминация всего произведения. Неимоверным усилием воли отодвигается вглубь пережитая драма и последние аккорды звучат величаво – сдержанно.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |