шпаргалка

Вопрос №23.1. Михаил Иванович Глинка (1804—1857) как родоначальник русской национальной музыкальной школы.).

[ Назад ]
Глинка стал родоначальником и первооткрывателем в сфере русского музыкального искусства. Этот композитор предопределил главное в русской классической музыке — ее возвышение до вершин основных духовных, философских, эстетических идеалов нации, а также ее учительский, нравственно-просветительский характер.

Глинку роднит с Пушкиным удивительная способность воплощать в искусстве здоровое жизненное начало, радость бытия, видеть прекрасное в повседневном, оптимистически воспринимать мир. Дополняет это родство «всемирная отзывчивость», которая была присуща и Глинке. Вслушиваясь в звуки музыки разных народов, композитор, словно старательный коллекционер, собирал бесценные крупицы национальной самобытности в мировой культуре: и темпераментные ритмы восточных плясок, и изящную грацию польских придворных танцев, и бесконечные мелодии итальянского «прекрасного пения», и страстные испанские ритмы

Основой, стержнем творчества первого отечественного композитора-классика является развитие русской национальной идеи в музыке. Художественным кредо Глинки следует считать крылатые слова: «...создает музыку народ, а мы, композиторы, только ее аранжируем». Он одним из первых в отечественном музыкальном искусстве глубоко и разносторонне отразил могучий образ русского народа в единстве его исторического и духовного опыта.

Музыка Глинки проникнута искренностью и непосредственностью. Главным в его сочинениях является певучая мелодия. Каждый голос в музыкальной ткани творений композитора поет по-своему и глубоко по-русски. Это качество, которое можно назвать распевностью, роднит музыку Глинки с русской народной песней, делает ее узнаваемой и родной.

Из типичного музыканта-любителя, каких было немало в дворянской среде, он постепенно превращался в профессионала, мастера с четкими установками и идеалами. Поездки за границу с целью учебы у ведущих педагогов Германии и Италии помогли Глинке окончательно сформировать свой стиль в искусстве

Первым крупным сочинением явилась опера «Жизнь за царя» (в XX в. часто идущая на сцене под названием «Иван Сусанин»). Премьера сочинения состоялась 27 ноября 1836 г., и эту дату следует считать днем рождения отечественной оперной классики. Идея непреклонного мужества, благородства простого человека из народа, воплощенная в опере, была близка настроениям выдающихся людей России пушкинской эпохи. Опера «Жизнь за царя» получила и официальное признание — императору Николаю I весьма импонировал ее патриотический пафос. Но были и иные мнения: «кучерская», «мужицкая» музыка явно не нравилась аристократам, воспитанным на итальянской и французской операх.

В основу сюжета первого оперного сочинения Глинки положен реальный исторический факт — подвиг костромского крестьянского старосты Ивана Сусанина, ценой своей жизни спасшего в 1613 г. новоизбранного царя Михаила Романова и его семью. Композитор логично и последовательно воплотил в опере конфликт двух противоборствующих сил — русского народа, вставшего на защиту Отечества, и польских шляхтичей — врагов и захватчиков. Русский народ предстает в творении Глинки как могучая сила, как носитель высоких нравственных качеств. С большой реалистической достоверностью воплощен в опере главный ее герой — Иван Сусанин. В партии Сусанина нет ни героических, ни излишне патетических интонаций. Его музыкальная речь проста, полна спокойного величия и человеческого достоинства, что отражает внутренний мир крестьянина, верившего в торжество своего правого дела. Завершается опера знаменитым хором «Славься» — апофеозом, утверждающим величие России и русского народа.

Успех оперы «Жизнь за царя» окрылил композитора. Он задумал сочинить новую оперу на сюжет пушкинской поэмы «Руслан и Людмила» в надежде, что сценарий для нее напишет сам поэт. Однако ги бель Пушкина разрушила все планы. Тем не менее Глинка продолжал работать над оперой, премьера которой состоялась спустя ровно шесть лет после его первого оперного дебюта — 27 ноября 1842 г. На сей раз удача изменила Глинке. Опера успеха не имела, ее музыку признали слишком сложной и «ученой». Тон критике задал сам император, демонстративно покинувший театр до окончания спектакля. Однако наиболее строгий судья — время — давно расставил все по своим местам. Вторая опера Глинки — «Руслан и Людмила» — заняла достойное место в ряду самых гениальных творений русской музыкальной классики.

Положительные герои оперы, несущие добро и любовь, характеризуются музыкой с выразительными мелодиями, насыщенными интонациями русских народных песен. Что же касается музыки «антигероев», представленных силами зла и восточными чародеями, то она лишена распевности, а карлик Черномор и вовсе не имеет вокальной партии. Его образ ярче всего предстает в знаменитом оркестровом марше, где после грозных аккордов вдруг начинают нежно звучать колокольчики, напоминая о недолговечности, иллюзорности того волшебного царства, которым правит бородатый злодей.

В симфоническом творчестве М.И. Глинки его наследники — русские композиторы XIX в. — более всего ценили увертюру «Камаринская» — небольшую инструментальную пьесу для симфонического оркестра.

Особое место среди симфонических творений Глинки занимает «Вальс-фантазия» — вдохновенная поэма о юности и любви. С этого сочинения образ вальса вошел в русскую музыку как олицетворение взволнованной трепетности чувств и романтической мечты о счастье.



Вопрос №23.2. Натюрморт.

Хармен ван Стенвейк. Натюрморт с черепом

Обглоданный червями череп в берете с пером лежит на толстой книге. Зубы черепа почти касаются флейты, словно он вознамерился в неё дуть. Он, в котором уже нет дыхания! За краем бархатного берета видны песочные часы. Весь песок уже пересыпался из одной чаши в другую — чьё-то время закончилось. На скатерть брошена нитка прозрачных жемчужин — это чётки, по ним отсчитывались молитвы умершего. Но были ли они услышаны?

Подобные натюрморты были очень популярны в Голландии XVII века. Назывались они «Vanitas» (суета) и напоминали людям о бренности земного существования. Зрители должны были помнить о том, что сколько пи копи богатства, сколько ни совершенствуйся в искусствах и в науках, всё равно останешься горсткой праха, кучкой костей, когда кончится песок в часах.

,Виллем Клаас Хеда. Натюрморт с крабом

Натюрморт Хеды написан не для того, чтобы разжечь аппетит зрителя или порадовать его ярким многообразием земных даров. Наоборот, человеку, останавливающемуся перед этой картиной, предлагается отринуть земную суету и всяческие соблазны и обратиться к размышлениям о Вечной жизни.

Земная суета представлена скомканной скатертью, пустым опрокинутым сосудом и наполовину очищенным лимоном. Ведь смятая скатерть и порожняя посуда — то, что остаётся после пиров. А лимон, такой красивый на вид, но невыносимо кислый на вкус, выражает несоответствие внешности и сути.

Рядом с предметами, означающими тщету земного, представлены и такие, символика которых настраивает на самый торжественный лад. На столе — вино и хлеб. Это символы Христа, составляющие Святого Причастия. Оливки на блюде напоминают о примирении Неба и людей. Плоды заменяют собой ветвь, символ мира. Библейскому праведнику Ною, чей ковчег много дней носило по волнам великого Потопа, был послан голубь с оливковой ветвью в клюве как знак того, что испытание закончилось, и ему позволено сойти на берег.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |