шпаргалка

Вопрос №20.1. Футуризм и сюрреализм в живописи XX века.

[ Назад ]
XX век отмечен чрезвычайным разнообразием художественных направлений в изобразительном искусстве, которые невозможно объединить одним художественным стилем.

Это реалистические и абстрактные произведения, формы которых не воспроизводят окружающий мир, а как бы создают, подобно архитектуре, новую реальность. Есть что-то общее в этих произведениях, созданных на протяжении XX в., что отличает их от ближайших предшественников. Многие исследователи эти качества, свойственные разным направлениям XX в., объединяют понятием формы, направленной на выражение субъективного понимания художником окружающего мира, нередко — на отражение своих чувств, переживаний, как говорят психологи, подсознательного. В результате в XX в. была поколеблена жанровая система изобразительного искусства. Художники становились изобретателями новых форм и видов изобразительного искусства, в которых живопись сочеталась со скульптурой и графикой.

Большинство художественных направлений ХХ века имело манифесты, декларации, в соответствии с которыми и создавались произведения. Но творчество больших мастеров не умещалось в рамки программ, оно оказывалось сложнее, многообразнее

Особое место в искусстве XX в. занимает футуризм (от лат. futurum — «будущее»), направление в искусстве, приверженцы которого стремились создать новый динамичный стиль, разрушающий все традиции, каноны и приемы старого искусства. Футуризм возник в Италии первоначально как литературное течение. Группировка художников-футуристов выступила в 1910 г. Они объявили своей целью разрушение старой культуры и воплощение в искусстве динамики индустриальной эпохи и рожденных ею больших городов. Пытаясь выразить активное отношение художника к миру, передать «внутреннюю динамику» предмета, насыщенность сознания современного человека обилием теснящих друг друга впечатлений, футуристы стали на путь формотворчества: они разлагали предмет на «линии-силы», «объемы-силы», вводили пересечения и сдвиги плоскостей, наплывы планов. Футуризм существовал до конца 30-х гг. XX в.

В те же годы футуризм получил распространение в художественной культуре России в области изобразительного и театрального искусства, литературы. Идеи футуризма воплощал В.В.Маяковский.

На протяжении всего XX века формы абстрактного искусства вступали в драматическую полемику с реализмом. Большинство художников-абстракционистов прошли школу реалистического искусства и, когда их убеждения изменились, обратились к изображению окружающей действительности, сохранив при этом собственный взгляд на мир, экспрессию выражения.

Язык реалистического искусства был взят на вооружение направлением «сюрреализм» (от фр. surre'alisme — «сверхреализм»). Это художественное направление возникло во Франции после первой мировой войны и опиралось на учение о природе подсознательного. Основной этап развития — межвоенные десятилетия. Представители сюрреализма воспринимают мир как комплекс алогизмов, парадоксов, социального безумия. При своем возникновении это направление претендовало на роль мировоззренческой общественно-политической силы.

Представление об этом направлении связано с творчеством испанца С. Дали и бельгийца Р.Магритта, для которых характерна наглядно-предметная форма выражения художественной концепции неправдоподобности и обманности реальности, темных сил личности и социума в формах станковой картины и графического листа. Их произведения представляют собой иррациональные сочетания сугубо предметных фрагментов реальности, воспринятых в натуральном виде или парадоксальным образом деформированных. Творческий метод С.Дали определял как «критически-параноический». Изображения человеческой фигуры с карточными ящиками в животе («Антропоморфный шкаф» С.Дали), ботинок с человеческими пальцами, охотника, засасываемого кирпичной стеной, или оживающей под кистью художника натуры («Попытка невозможного» [65] Р.Магритта) содержат в себе программное отношение к миру и своему творчеству. Ощущение причудливости, неожиданности явлений этого мира порождает в таком искусстве представление о непознаваемости всего окружающего, об абсурдности бытия. В лучших своих произведениях сюрреалисты поднимаются до трагического мироощущения, понятного в период надвигающейся мировой войны. («Ангел дома» М. Эрнста (1937).



Вопрос №20.2. Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Церковь Вознесения в великокняжеской подмосковной вотчине Коломенском построена в 1532 г. по указу Василия III в память о рождении долгожданного наследника будущего царя Ивана Грозного. Такой мемориальный характер сооружения в значительной мере обусловил его необычный и величественный архитектурный облик. Этот признанный шедевр древнерусского зодчества является первым из известных нам каменных храмов шатрового типа. (Такой тип храма сформировался под влиянием деревянного народного зодчества). Не случайно завершение постройки этой церкви было ознаменовано трехдневными торжествами и пиршествами в присутствии великого князя и митрополита.

В XIX в. церковью Вознесения в Коломенском восхищался известный французский композитор Г.Берлиоз, который писал князю В.Ф.Одоевскому:

«Передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь и я долго стоял ошеломленный».

Храм, венчающий высокий береговой холм и господствующий над поймой Москвы-реки, обладает на редкость выpaзительной, ycтpeмлeннoй ввысь ярусной пирамидальной композицией. Столпообразный объем, завершенный массивным шатром, опоясан двухъярусной галереей-гульбищем. Вертикальную динамику здания подчеркивают угловые пилястры и острые стрелы крестообразного объема, ярусы килевидных кокошников в основании восьмерика, pe6pa шатра. Грани шатра украшены ромбовидным орнаментом из ограненных камней.

Применение ордерных форм и уникальность ряда деталей, характерных для архитектуры Ренессанса, позволяет сделать предположение о причастности к возведению храма итальянского мастера (как наиболее вероятного зодчего исследователи называют Петрока Малого).

Все в этой постройке подчинено идее «вознесения» - устремленности ввысь. Церковь даже не имеет алтарных выступов – апсид. Устойчивость этой высокой постройки (58 метров) достигнута за счети большой толщины стен. Внутреннее пространство невелико.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |