шпаргалка

Вопрос №15.1. Система аллегорий в натюрморте.

[ Назад ]
• Nature morte - "мертвая природа" (итальянский).

• Сборники эмблем как словари, откуда черпали аллегории авторы живописных аллегорических полотен и натюрмортов.

• Типы натюрморта в Нидерландах XVII века:

 "завтраки";

 "цветочные букеты";

 "рыбные композиции";

 "ученые натюрморты" (Vanitas - от лат. "пустота, тщетность").

• Извлечение предметов из привычного человеческого быта и составление из них нового, глубоко символичного, мира в натюрмортах.

• Натюрморт как своеобразная "игра со зрителем", которому предлагается разгадать символический смысл композиции.

• Наиболее часто появляющиеся в натюрмортах символы:

 розы, полевые цветы, насекомые - краткость человеческого существования;

 бабочки и стрекозы - спасение души; песочные часы, дымящиеся лампы, трубки, мыльные

пузыри, карточные домики - быстротечность человеческой жизни;

 старые книги - ушедшее время;

 музыкальные инструменты - "звук их так прекрасен и мимолетен";

 цветы, колосья, фрукты, лимоны - времена года.

• Композиция цветочных натюрмортов:

 радиальная композиция, при которой главным становится цветок на скрещении стеблей;

 ковровая композиция, при которой иерархия цветов выстраивается снизу вверх;

 треугольная композиция, при которой центром служит осевой цветок, а остальные группируются по обе стороны от него.

• Смысловые зоны цветочного натюрморта:

 низ у самой вазы - знаки бренности (сломанные или увядшие цветы, лепестки, пустые раковины, гусеницы, мухи);

 середина - символы скромности и чистоты (ландыши, фиалки, незабудки, цикламены);

 верх - венец добродетели (крупный одиночный цветок).

• Распространение в середине XVII столетия натюрмортов с пресмыкающимися, земноводными и другими животными.

• Традиционная символика животных в натюрмортах: змеи, мыши, лягушки, ежи -дьявольские животные; гусеница, куколка и бабочка - земное существование, смерть и посмертное бытие души; белка - труд; попугай - красноречие и благодарность; обезьяна - человеческие пороки; кошка и мышь - темные силы, дьявол и человеческая душа; собака - охрана разума от темных сил.



Вопрос №15.2. Воронихин. Казанский собор в Петербурге.

Храм Воинской славы В 30-х годах XVIII в. в середине Невского проспекта стояла деревянная церковь Рождества Богородицы. В народе ее называли Казанской, поскольку в храме хранилась икона Казанской Богоматери, известная еще со времен Ивана Грозного. Эта икона почиталась как покровительница русского воинства. В начале XVII в. она находилась в ополчении Минина и Пожарского, а во время Северной войны — в армии Петра I. После переноса столицы в Петербург император определил, что место иконе — на берегах Невы.

Старый храм, в котором находилась икона, со временем обветшал, и решено было построить новый. Был выбран проект мало кому тогда известного архитектора Андрея Никифоровича Воронихина.

В свое время русский меценат, просвещенный вельможа граф Строганов сумел разглядеть в своем крепостном талант, дал ему вольную и помог получить художественное образование. Вместе с младшим сыном графа Воронихин побывал за границей, где изучал искусства. Возвратившись в Россию, Воронихин выполнял незначительные архитектурные поручения своего покровителя. Победа в конкурсе и получение крупного государственного заказа были для него неожиданны и очень ответственны.



А.Н. Воронихин. Казанский собор в Петербурге. План проекта.

1801-1811

Перед зодчим стояла непростая задача. Требовалось вписать храм в уже сложившуюся городскую застройку. Участок, выделенный для строительства, с запада и востока ограничивали канал и Воспитательный дом, а с севера — Невский проспект. Трудность состояла еще и в том, что собор, по церковным канонам ориентированный алтарем на восток, выходил на главную магистраль города боковым, северным фасадом. Кроме того, Павлу I вздумалось сделать храм похожим на римский собор святого Петра со знаменитой колоннадой перед ним. Зодчий блестяще справился со всеми этими задачами.

Невыгодное положение собора по отношению к Невскому проспекту Воронихин нейтрализовал, пристроив к его северному фасаду четырехрядную полукруглую колоннаду. Концы колоннады он оформил в виде монументальных проездных портиков, через которые пропустил боковые улицы, вливающиеся в проспект. Таким образом асимметричность фасада была удачно скрыта. Храм с колоннадой перед ним напоминали собор святого Петра в Риме, что удовлетворяло требованиям императора. Между собором и Невским проспектом образовалась полукруглая площадь, ставшая любимым местом отдыха горожан. Со стороны главного, западного входа в храм архитектор спланировал еще одну плошадь, которую обнес изумительной по красоте чугунной решеткой.

Основные работы по строительству собора были завершены накануне 1812 г. А вскоре храм стал памятником победы русского народа в Отечественной войне. 16 апреля 1813 г., во время заграничного похода русской армии, в городе Бунцлау умер Кутузов. Тело великого полководца забальзамировали, положили в гроб и на колеснице, запряженной шестеркой лошадей, в сопровождении почетного эскорта адъютантов отправили в Россию. Через полтора месяца прах Кутузова был торжественно погребен в северном приделе Казанского собора.

Еще не закончилась Отечественная война, а Казанский собор уже стал местом сбора военных трофеев: французских знамен, штандартов, ключей от крепостей-городов, взятых русской армией. В 25-ю годовщину разгрома наполеоновской армии на площади перед колоннадой собора были установлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли работы скульптора Орловского. Так Казанский собор превратился в памятник русской воинской славы.

Архитектура собора достойна этой славы. Одним из главных украшений храма стали величественные каменные колонны: 144 — снаружи и 56 — внутри. Из них составлена знаменитая колоннада. Воронихин щедро украсил здание скульптурой, определив ее характер и место расположения. В нишах северного фасада Казанского собора установлены четыре статуи. Две из них запечатлели русских князей — святых Владимира Крестителя и Александра Невского. Над проездами колоннады размещены многофигурные барельефы. У ваятелей и представителей церкви взгляды на искусство скульптуры нередко расходятся. башни Московского Кремля, воспротивились этому. Напрасно мастер доказывал, что для скульптуры "нагота есть единственный источник изяществ и тех красот, кои бывают неувядаемы".

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |