Вопрос №13.1. Человек в живописи северного возрождения (Брейгель).
Самые ранние произведения Брейгеля – пейзажные рисунки, в некоторых из которых зафиксированы тонкие наблюдения над природой, в других отрабатываются и изучаются приемы пейзажной живописи венецианцев и других северных мастеров более старшего поколения. Именно это сочетание прямого, непосредственного наблюдения с условными формулами и создает эффект неизъяснимой притягательности картин Брейгеля. Художник рассматривал пейзаж не просто как декорацию, но как арену, на которой разворачивается человеческая драма.
Одно из самых ранних его полотен – Падение Икара (ок. 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). В этой картине Брейгель трактует зрелище смерти Икара как незначительную деталь в ничем не нарушаемом ритме вселенной. Что это? Насмешка над героизмом Икара? А был ли это героизм или глупость молодости, которая решила бездумно преступить законы мироздания? Или это мудрое осознание работающего как часы механизма Вселенной - восходов и закатов, роста и увядания? "Человек умрет - плуг не остановится"…
Одной из главных тем в творчестве Брейгеля является изображение человеческой слабости и глупости – наследие позднесредневекового мышления. В картинах Битва поста и масленицы, Детские игры, Нидерландские пословицы изображена толпа на деревенской площади. Хотя названия картин Брейгеля точны в своей описательности, каждая из них, по-видимому, является также ироническим комментарием к бесцельности человеческой деятельности. Художник носил прозвище Питер Брейгель Мужицкий - видимо за неравнодушие именно к крестьянской теме. Кого видел образованный Брейгель в этом сословии? Ни в коей мере он не идеализировал этих людей, а скорее показывал мрачную сторону человеческой природы, но показывал без зла в собственной душе. Мастера интересовал человек и человеческая природа. Он исследовал ее своим художественным методом. Его привлекало аллегорическое выражение народной мудрости и человеческие слабости.
Во многих картинах мастера персонажи, изображенные со всеми подробностями и красочно одетые, имеют лишенные индивидуальности лица, напоминающие маски. Брейгеля никогда не интересовала человеческая индивидуальность. Его занимал обычный, средний человек из средневековых пьес-мистерий, и именно такое анонимное человечество населяет космическую среду выдающихся религиозных картин художника. В Несении Креста показаны бескрайние просторы, наполненные безликими грубыми ордами. В середине процессии находится ничем не выделяющаяся фигура Христа, упавшего под тяжестью креста и почти потерявшегося в безразличной толпе.
Брейгель хотел, чтобы его зритель увидел Евангельскую историю в свете современной жизни Фландрии. В картине Вавилонская башня сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в. Каждая картина мастера - мир. Со своими небесами, со своими героями, со своими горизонтами, со своими замыслами и планами. С невидимым присутствием Творца, имени которого мы не ведаем. "Вавилонская башня" есть символ нашего разобщенного мира и целый мир сам по себе. Вечно растущий и вечно устаревающий, вечно меняющийся и вечно изменяемый, в вечной погоне и тщете вырасти до самого неба.
Возможно, самые величественные картины Брейгеля –пейзажи, изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года. Лишь немногие художники обладали умением столь чутко улавливать настроение того или иного времени года и выражать внутреннюю связь человека с ритмом природы. В картине Охотники на снегу изображен мир, скованный зимней стужей. В композиции картины использован типичный для живописи Брейгеля прием – высокий передний план, с которого открывается вид на простирающуюся внизу равнину. Диагонали линий деревьев, крыш и холмов направляют взгляд зрителя строго внутрь пространства картины, туда, где люди работают и развлекаются. Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха. Деревья и фигуры изображены как застывшие силуэты на фоне серого зимнего пейзажа, а пики островерхих крыш вторят зубцам гор вдали.
Как в начале, так и в конце своего жизненного пути Брейгель размышляет о прирожденной глупости человека. На картине Слепые шестеро слепцов, шатаясь, идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. Картина связана со словами евангельской притчи – «а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».
Брейгель многолик: он был одновременно средневековым моралистом и пейзажистом в современном смысле слова; был истинно северным художником, и вместе с тем его живопись отмечена итальянским влиянием. Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие – приверженцем еретической секты. Однако эти парадоксы не являются непримиримыми. Величие Брейгеля заключается в утверждении неразрывной связи между человеком и природой, а также в глубоко человечном видении христианской истории как живой реальности.
Вопрос №13.2. Петропавловская крепость.
Начинался Петербург с крепости. Но не похожей на те, что строили многие века на Руси. Ни высоких стен, ни башен не было. В эпоху Ренессанса в Западной Европе появились крепости бастионного типа.
Первоначально Петербургская крепость, строившаяся в большой спешке из-за постоянной опасности нападения шведов, была земляной. Лишь в 1706 г. ее стали перестраивать. Первый кирпич в основание будущей каменной цитадели заложил сам царь Петр Алексеевич. Под камень тот поместили золотой ковчежец с частицей мощей апостола Андрея Первозванного. Руководить работами было поручено Доменико Трезини.
Петропавловская крепость, поставленная на острове в устье Невы, имеет форму неправильного шестиугольника с мощными бастионами по углам. Каждый из них получил название в честь своего строителя: Государев, Меншиков, Зотов, Трубецкой, Нарышкин, Головкин. В многометровой толще стен бастионов разместились двухэтажные казематы — помещения, в которых храни
лось оружие, порох, боеприпасы. На бастионе Нарышкина (святой Екатерины), дальше всех выступающего к Неве, позже была сооружена флагшточная башня — каменный павильон с мачтой, на которой вывешивался флаг. Ныне с этого бастиона ежедневно ровно в полдень раздается пушечный выстрел.
В пяти куртинах, соединяющих бастионы, устроены ворота. Главными считаются Петровские, бывшие первоначально деревянными. Возведенные в виде триумфальной арки, они богато украшены скульптурой. Некогда ворота венчала двухметровая фигура апостола Петра. Отсюда и произошло их название — Петровские. Над воротами также установлен двуглавый орел с державой и скипетром — герб Российского государства. Со временем крепость усилили доплнительными укреплениями. При имератрице Анне Иоанновне Петровские ворота защитили мощными каменными предмостным сооружением — Иоанновским равелином. Между равелином и стеной крепости прорыли ров и заполнили его водой. На противоположном конце острова в те же годы был сооружен другой равелин — Алексеевский.
Со стороны соседнего, Городского (Петроградского) острова, который от крепости отделяет неширокая водная протока Невы, был построен кронверк — дополнительное крепостное сооружение. Перед кронверком устроили глассис — открытое, хорошо простреливаемое пространство. Однако все меры, принятые для укрепления цитадели, в конечном счете оказались напрасными. За почти трехсотлетнюю историю крепость ни разу не пытались штурмовать.
Правда, крепостным казематам применение все же нашлось: они превратились в политическую тюрьму. 14 июня 1718 г. она приняла первого заключенного. По иронии судьбы им оказался сын Петра I царевич Алексей. Он был обвинен в государственной измене и посажен в Трубецкой бастион, откуда ему не суждено было выйти живым. С тех пор в Петропавловской крепости побывали в заключении и Радищев, и декабристы. Пятеро из них были казнены на валу кронверка. Через петропавловские казематы прошли петрашевцы, среди которых был Достоевский, народовольцы, Чернышевский, Писарев, Горький, большевики, свергнутые февральской революцией царские министры, а затем их политические противники — члены буржуазного Временного правительства.
Первоначально крепость официально именовалась Санкт-Петербургской, позже она получила другое название, произошедшее от находящегося в ней собора, — Петропавловская.