шпаргалка

Вопрос №9.1. Икона.

[ Назад ]
Символизм византийского искусства нашел выражение в иконописи (от греч. eikon - изображение, образ). Первые христиане называли «иконой» всякое изображение святого в противоположность языческим идолам (статуям). Впоследствии название «икона» закрепилось за произведением культовой живописи.

Предположительно христианская икона произошла от «фаюмского портрета» - так назывались погрудные изображения в фас, писавшиеся на доске в технике энкаустики2 и распространенные в эллинистическую и римскую эпохи в Египте, Греции и других странах. Своего наивысшего расцвета иконопись достигла в Византии и в Древней Руси (древнейшие сохранившиеся иконы относятся к IV в.).

За иконой также закрепилось название «образ», т.к. согласно церковному учению, изображение не есть воспроизведение, а есть символ, дающий духовное приобщение к оригиналу. Икона, как правило, передает не действие, а состояние. С этим связано отсутствие движения, условность и символичность цветов, использование обратной перспективы, которая как бы поворачивает пространство в обратном направлении, обращая его на персонажа. Иконописцу запрещалось

изображать фигуры на иконе по собственному усмотрению и предписывалось строго следовать «образцам». Композиции и сюжеты икон подчинялись церковным правилам - канонам3. На иконах изображаются Христос, Богоматерь, святые, христианские праздники. Первоначально иконы писались в технике энкаустики, иногда в - мозаике, и, наконец, темперой (яичная краска) на доске (липовой или сосновой). В иконе есть несколько слоев -- основа, грунт (левкас), собственно красочный слой, защитный слой. Икона может иметь оклад из металла.

Христианская иконопись требовала отражения божественного содержания в зримых образах. Образы иконы передаются в идеально возвышенных и условно предметных формах реального мира. Условными являются, например, плоскостное пространство, золотой или красный фон. Каждая часть изображения являла собой определенный символ. Так, главным изобразительным символом был крест. Часто на иконах встречалось изображение рыбы, которая считалась символом Христа (в греческом языке слово «рыба» состоит из букв, с которых начинаются пять слов: Иисус Христос, сын Божий, Спаситель). Наконец символом святости было изображение нимба (от лат. nimbus - туча, облако), рисунок корабля на иконе олицетворял Церковь и т.д. Иконописная символика создавала отвлеченный, неземной и возвышенный образ.

Одними из главных категорий византийской эстетики были цвет и свет. Цвет нес на себе важнейшую смысловую нагрузку и воспринимался в византийском искусстве как материализованный свет. Византийская живопись необыкновенно светоносна, чему способствовало использование золотого фона. Существовала особая иерархия цветов: так, высшую ступень занимал белый цвет - символ чистоты и святости, пурпурный был цветом императорского достоинства и символом Софии - Премудрости Божьей, красный был цветом страдания, синий и голубой цвет символизировал небесный мир, зеленый и коричневый — земной мир.

• Последовательность работы над иконописным образом (слои иконы):

 основа — деревянная доска (или несколько сплоченных досок), оклеенная тканью (паволокой) от растрескивания;

 грунт — слой левкаса (греч. "белый", мел с животным клеем) для выравнивания поверхности;

 красочный слой. Особенности яичной темперы: прозрачность тонких слоев краски и невозможность исправлений. Последовательность нанесения красочного слоя:

 прорисовка (или перевод) рисунка на слой левкаса;

 нанесение тонкого слоя основной краски на одинаково окрашенные поверхности по всему полю иконы и особая забота о ликах на изображении (санкирь, вохрение, оживки и румяна);

 пробеливание — постепенное высветление выпуклых деталей изображения;

 защитный слой из олифы или масляного лака;

 оклад из металлов (золота, серебра, меди), тканей с шитьем или резного дерева, закрывающий все иконное поле, кроме ликов и рук.



Вопрос №9.2. Мирон. Дискобол.

Интересно, что в период греческой классики скульптура, с одной стороны, все более приобретает земные черты, а с другой - в ней все сильнее утверждается идеальный образ. Мирону, известному скульптору из Элевтер, одному из первых удалось передать в статичном искусстве скульптуры живое движение тела. Знаменитый "Дискобол" стал хрестоматийным примером этого завоевания. Однако не надо забывать, что греческая скульптура Мирона была, скорее всего, бронзовой. А до нас дошли лишь многочисленные неполные мраморные копии. Наиболее точной считается копия с торсом на двух ' ногах и с левой рукой. Все остальное в "Дискоболе" - дополнения из других еще более несовершенных копий и реконструкции исследователей. А в самом торсе движения нет. Это довольно статичное и устойчивое положение тела. Полагают, что Мирон изваял не столько момент движения атлета, сколько момент его остановки перед броском, момент "наивысшего напряжения тела спортсмена". Интересен, однако, следующий факт. Когда после долгих споров и колебаний исследователям удалось, наконец, идентифицировать голову статуи, лицо оказалось на удивление спокойным и безмятежным, лишенным всякого напряжения. Не случайно, долгое время эту голову полагали принадлежащей какой-то неизвестной статуе Аполлона.

Видимо и движение, как и статичная поза победителя, должно было подчиняться "принципу божественности". Это победный бросок не человека, но полубога. А полубог, даже устанавливая рекорды, не напрягается, делает это легко и спокойно.

Да и стоит ли тратить время на фиксацию того, что вторично и несовершенно. Платон, греческий филосиф, утверждал, что все конкретные земные тела, включая и человеческое тело, лишь слабое и искаженное отражение вечных идеальных-небесных образцов. А самые великие творения художников поэтому не что иное, как отражение отражения. И художник в своих произведениях должен не подражать натуре, а стремиться увидеть и выразить идеал, стоящий за ней.

Как нельзя лучше для этой цели подходили скульптурные изображения божеств, являющиеся земным олицетворением идеала. И скульптор создавал не конкретного победителя в метании дисков, но идеальный образ дискобола вообще. Интересно, что, пройдя долгий путь развития, скульптура, тем не менее, и до сегодняшнего дня сохраняет это чисто эллинское ощущение идеала. Именно поэтому, например, памятник А.С. Пушкину, выполненный в XIX или в XX веке, мы сегодня воспринимаем как памятник Поэту и Поэзии вообще. Личность конкретного человека отступает для нас в скульптуре на второй план, отдавая первенство идеалам.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |