шпаргалка

Вопрос №8.1. Символика православного храма и система росписей..

[ Назад ]
• Деление традиционного православного храма и символика его частей:

 ,алтарь, куда входят лишь священнослужители, символизирует царство небесное;

 храм в православии открыт всем верующим;

 притвор храма, предназначенный для оглашенных (готовящихся принять христианство) или провинившихся.

• Алтарь (от лат. возвышенное место") и его устройство:

 престол — особо освященный стол, на котором во время службы символически присутствует сам Христос;

 антиминс — главный священный предмет храма, помещающийся на престоле — освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гроб и с зашитой в него частицей мощей какого-либо святого;

 "горнее место" — возвышенное место за престолом, считающееся самым святым местом в алтаре, на котором ставится большой семисвечник и запрестольный крест;

 жертвенник — стол, расположенный у северной стены алтаря, на котором все приготовлено для основного таинства христианской церкви — причастия;

 солея — часть алтаря перед иконостасом с амвоном по середине для произнесения самых значительных слов во время службы и клиросами для певчих по бокам;

 иконостас — алтарная преграда с царскими и дьяконскими вратами.

 Символика кубического объема храма со сферическим куполом как соединения земли и неба. Традиционное изображение в куполе-небе Христа Пантократора ("вседержителя")

или его лика (Спас Нерукотворный).

• Изображение небесных сил, с помощью которых Господь общается с людьми (ангел — "вестник"), подножием Христа на куполе или в подкупольном барабане.

• Осмысление парусов свода как перехода от небес к земле и изображение на них евангелистов в виде четырех символических животных: крылатый лев — Марк, орел —

Иоанн, человек или ангел — Матфей, телец — Лука.

• Изображение церкви земной на восточной (алтарной) стене храма: Богоматерь, восседающая на троне (либо Оранта —молящаяся с воздетыми руками) либо Христос Вседержитель; сцена причащения Апостолов; святители христианской церкви (Николай Чудотворец, Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст и др.).

• Разворачивание евангельской истории на стенах храма, начиная с юго-восточного угла. Представление основных событий в виде иллюстраций двенадцати основных христианских

праздников.

• Изображения западной стены храма (самой дальней от алтаря): Страшный Суд, Успение Богоматери, Тайная Вечеря.



Вопрос №8.2. Брейгель. «Охотники на снегу».

Зимняя картина из цикла «Времена года» написана автором в 1565 году, на вершине мастерства. За минувшие века ее несказанная прелесть нисколько не померкла. Питер Брейгель Старший, прозванный еще Мужицким. Родился и жил в Нидерландах, любил и страдал, путешествовал и писал картины. Широко образованный художник-гуманист, творчески переработавший уроки итальянского Возрождения, он заложил основы национальной школы живописи. Вероятно, художник происходил из крестьянского рода. В его изображениях народного быта ирония смешана с любовью в равных пропорциях. Ни презрения, ни умиления в душе у него нет. Брейгеля можно понять вне реалий его времени. Потому что он увидел в мире нечто такое, что меняет обличья, но хранит образ.

Трагичность человеческой судьбы, поистине вселенская для уязвленного смертью сознания и ничтожная по мерке непостижимой вселенной, находит разрешение в глубине земного пейзажа, увиденного художником как проекция бытия на плоскость быта. Только так, в масштабе, человек может понять свою ничтожность и преодолеть ее. Живопись необходима, чтобы не выцвела наша жизнь и мир не потерял своей красочной радости.



Как выглядит мир по Брейгелю? Как видит его охотник, возвращающийся домой. Относительно неба. В панораме и в деталях. Всегда тот же и всегда новый. Раскрытый взору видящего и расстеленный под ноги идущему. Мир, данный людямпод житье.



Композиция картины задана чертой обрыва, отрезающей клин первого плана с фигурами охотников от панорамы обжитой долины. Ритмический ряд деревьев, уходящий от левого края картины в перспективу, соединяет два плана изображения в единый образ. Левая половина заполнена гуще и записана крупнее. Три охотника, усталые, возвращаются с добычей. Все их оружие – нехитрые рогатины на плечах. Видать, потрудиться пришлось собакам. Вот они, плетутся следом, привычно принюхиваясь к снегу и вяло помахивая хвостами – раз, два, три… Ни псам, ни охотникам дела нет до людей, занятых своим делом возле ближнего дома. Возможно, это трактир – над входом криво висит вывеска. Тогда почему огонь разведен на улице? Жгут солому. Хозяин и хозяйка подкармливают пламя, работник ворочает тяжелый стол, а девочка, похожая на галчонка, греется у огня.

А внизу, в долине, неширокая река перекрыта плотинами, и по серо-голубому льду гуляют люди. На высоком мосту одинокий пешеход согнулся под вязанкой хвороста. Сегодня в его доме будет тепло… Вдоль реки теснятся в уютном беспорядке добротные дома и неприметные церквушки, полуспрятанные под заснеженными крышами. Пушистые печальные деревья, мягко растушеванные ранними сумерками, оживляют склоны холмов. На голых ветках врозь расселись задумчивые птицы, а одна, самая крупная, пролетает картину слева направо, - такая четкая и отчетливая на фоне низкого сизого неба и дальних скалистых холмов. Картина раскрыта взору как перламутровая раковина. Все в ней так непритязательно и просто, так пусто и прекрасно, что щемит сердце и утешается душа.



Особая магия этой работы Брейгеля в необычном ракурсе. Картина организует наше мировоззрение в буквальном смысле слова. Ни надмирности, ни надменности здесь места нет. По умыслу художника, мы видим мир сверху, но не свысока. Взгляд зрителя как бы встроен в оптическую иллюзию снисхождения. Охотники бредут с холма в долину, мы наблюдаем всю сцену действия, а всех нас свыше блюдет Бог.

День медленно гаснет над бедной деревушкой, и в вечереющем воздухе сгущается меланхолия. Тихая и утешительная, словно старинная колыбельная. Серо-голубой колорит картины снимает накопившееся в душе напряжение. Не тревожься: ты уже дома. Неважно, где ты был – хорошо, что ты вернулся. Вернулся туда, где ты нужен, где тебя ждут…

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |