шпаргалка

Вопрос №6.1. Организация внутреннего пространства русской избы.

[ Назад ]
Изба – от «истопить печь» - истопка – истба – изба).

Дома имели до трех ярусов: нижний – хозяйственный, средний – жилой, верхний – летний, хозяйственный и жилой.(Находился над сенями, назывался по-разному: терем, чердачок, мезонин).

Окна небольшие, чтобы сохранить тепло в избе. Закрывались они досками, «заволакивались»- «волоковые» окна. Окна большего размера прорезали через несколько бревен и закрепляли вертикальными брусьями – косяками – окна – «косящатые» или красные – красивые. На ночь такое окно закрывали ставнями. (Стекла не было, его заменяли холстом, бычьим пузырем или слюдой). В доме – полумрак.Печи топили по-черному (дым поднимался кверху, потолка не было и дым уходил через отверстие в крыше. Потолок был там, где топили печь по-белому (дым уходил через печную трубу). На пол чердака насыпали землю для теплоизоляции. Высокий порог пропускал меньше холодного воздуха, низкая притолока задерживала отток теплого воздуха из дома.

Между жилой частью и улицей – сени – «тамбур», защищающий дом от холодного воздуха. Летом в сенях спали. Кроме того сени соединяли жилую и хозяйственную части дома. Через них выходили в сарай, на скотный двор, в подпол, на чердак. Поэтому сени часто называли мостом.

Вход в избу ограничивался низкой притолокой, а порог приходилось переступать – он был довольно высокий. Это делали для того, чтобы теплый воздух(вверху) не выпускать, а холодный (внизу) не впускать.

Внутреннее пространство – потолок – пересекается матицей – особым толстым бревном, на которое укладываются потолочные бревна. Матица – символ дома, она делила избу пополам: в одной части дома – входная дверь и печь, в другой – красный угол. В красном углу обязательно делали полочку для иконы, перед иконой вешали лампаду. Там же стоял стол и лавки. Во главе обычно сидел хозяин, туда же сажали особо почетных гостей. По диагонали от красного угла – печь, рядом – печной угол или «бабий кут» (кут – угол). Здесь находилась кухонная утварь, здесь приготавливали еду, здесь (под печкой) жил домовой. На зиму в подпечье помещали кур (в особые холода). Еще один угол называли хозяйским. Тут глава семьи занимался необходимыми делами: чинил и мастерил рабочий инструмент, рыболовные снасти, охотничьи принадлежности. Здесь же стояли лавки, на которых спали. К матице рядом подвешивали люльку для ребенка (и матица оберегала малыша от влияния злых сил).



Вопрос №6.2. ПИКАССО «Герника».

Особое место среди произведений Пикассо (1881-1973, фр. художник испанского происхождения, представитель кубизма) занимает панно «Герника», написанное под впечатлением зверского разрушения испанского города фашистскими бомбардировщиками в 1937 г. Над этой картиной художник работал очень долго. Он делал множество эскизов, добиваясь изображения, держащего зрителя в эмоциональном напряжении. И достиг искомого эффекта. Полотно громадных размеров (350 х 782 см) кажется бесконечным. Представленные в виде абстрактных символов обезумевшие люди мечутся в судорогах ужаса и страха, взывают о помощи, но ждать ее неоткуда. Смысловую определенность — «иди и смотри!» — придает картине властная рука женщины со светильником, словно ворвавшаяся в пространство полотна из другого мира. Образы «Герники» излучают ненависть к злу и насилию, предостерегая человечество от грядущих военных катастроф.



Столь крупномасшабное произведение (3,5 метра в высоту и около восьми в длину) было создано в короткие сроки — всего за пять недель. 26 апреля мир узнал о злодейском акте фашистской авиации, уничтожившей за одну ночь Гернику. Этот крохотный городок всего с пятью тысячами жителей баски — коренные жители Испании — считали священным. Там сохранялись редчайшие памятники их истории и культуры. Правительство Народного фронта в 1936 году предоставило Стране басков автономию, но франкистский режим ее отнял. Уничтожение Герники вместе с реальным убийством двух тысяч мирных жителей должно было стать символическим убийством целого народа.

Бомбежка Герники потрясла Пикассо. Преступление против маленького городка он воспринял как преступление фашистского режима против человечества. Но не только. Он будто прозрел состояние человеческого общества, чреватое катастрофами, если оно не опомнится. Он понял, что должен создать не картину, воспроизводящую хоть и страшный, жестокий, но конкретный сиюминутный эпизод (правда, он сумел сделать и это), а картину-символ, показывающую, что мир, люди подошли к той грани своего бытия, за которой нет спасения, если ее перешагнуть. Всем своим строем картина, напоминающая триптих, всеми персонажами (отчаянно кричащая мать с мертвым младенцем, раненые лошади, и быки, и птицы), всем колоритом (картина почти лишена цвета, только черное, серое, белое) она кричала о человеческой трагедии, взывала к людям, их разуму и совести, требуя опомниться. Хотя бы на краю гибели...



Спустя несколько лет в Париже во время обыска у Пикассо немецкий генерал, указывая на репродукцию "Герники", спросил: "Это вы сделали?". Художник ответил: "Нет, это сделали вы!"



Картина производит сильное впечатление именно своим трагизмом, необычной манерой письма, серым фоном, на котором изображены ее персонажи, мечущиеся в агонии.

До сих пор продолжаются споры в отношении художественных качеств картины. Далеко не все согласны с восторженной оценкой, которую дал, например, известный каталонский художник Х.Миро: "Что же касается ее художественных достоинств, то я ставлю картину в один ряд со "Страшным судом" Микеланджело и "Расстрелом 3 мая 1808 года" Гойи". А выдающийся советский живописец и знаменитый реставратор Павел Корин, вернувший к жизни сотни произведений древнерусского искусства, признался, что именно "Герника" примирила его с творческими принципами и поисками Пикассо, которые россиянин прежде не разделял: "Когда я увидел это полотно, этот большой холст, прекрасную тональность, волевую и энергичную прорисовку деталей, это меня захватило. Я с сомнением приближался к "Гернике" — неожиданно картина произвела огромное впечатление. И после того, что я увидел, я изменил отношение к Пикассо, он стал для меня большим мастером. Я почувствовал: он человек ищущий, мятущийся и мятежный. Я почувствовал: много мучений, много дум вкладывает он в искусство".

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |