шпаргалка

Вопрос №5.1. Скульптура как вид искусства. Материалы скульптора. Виды скульптуры.

[ Назад ]
СКУЛЬПТУРА (лат. sculpture, от sculpo – вырезаю, высекаю), ваяние, пластика – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемно-пространственную форму, трехмерны и осязаемы.

Скульптура подразделяется на круглую, свободно размещающуюся в пространстве, и рельеф, в котором объемные изображения располагаются на плоскости.

Скульптура может быть разделена на виды – станковую, монументальную, монументально-декоративную скульптуру, мелкую пластику. В скульптуре воспроизводится реальный мир, но основным объектом изображения является человек, через внешний облик которого передается его внутренний мир, характер, психологическое состояние, а также человеческое тело, передача движения (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа). Изображения животного мира составляют анималистический жанр скульптуры.

Выразительность скульптуры достигается с помощью построения основных планов, световых плоскостей, объемов, масс, ритмических соотношений. Большое значение имеют четкость и цельность силуэта. Фактурная обработка поверхности и детали дополняют выразительность пластического решения скульптурного образа.

Материалами скульптуры являются камень (мрамор, известняк, песчаник, гранит и др.), дерево, кость, металл (бронза, медь, железо и др.), глина и обожженная глина, гипс.

Сложная и многоэтапная технология скульптуры сопряжена с большим физическим трудом. Используются различные технические методы – лепка (глина и гипс), высекание (камень), резьба (дерево), литье, чеканка, ковка, сварка (металл). Помимо авторской работы художника важную роль в скульптуре играет вспомогательный труд мастеров-ремесленников (рубка камня, формовка, отливка, чеканка и др.).

Различные формы скульптуры существовали у всех народов мира издавна: женские фигуры и рельефы 10–8 тыс. до н.э. Развитые формы скульптуры известны у народов Древнего Востока. Важным этапом истории скульптуры является античность, идеалами которой были создание образа гармонически развитого человека (Мирон, Фидий, Поликлет, Пракситель, Скопас).

Европейская скульптура средних веков существовала в тесной связи с архитектурой (соборы романские и готические). В 15–19 вв. скульптура становится более свободной в композиционных решениях, создает сложные по психологическим и пластическим концепциям образы человека (Донателло, Микеланджело, О.Роден, Ф.И.Шубин). В 20 в. обновляются методы и материалы скульптуры, скульпторы (А.Майоль, А.Бурдель, Г.Мур, С.Т.Коненков, В.И.Мухина) расширяют круг тем, жанров, изобразительных и выразительных возможностей скульптуры, находят возможности ее обновления (мемориальные ансамбли, музеи и комплексы скульптур на открытом воздухе и т.д.).

Один из видов скульптуры, обозримой со всех сторон, называют круглой скульптурой (статуя или композиция). Обход – одно из важнейших условий восприятия круглой пластики. Особенностью круглой скульптуры является то, что образ может по-разному восприниматься с разных точек зрения: рождаются новые впечатления, раскрывающие модель в непрерывно меняющихся силуэтах. Пластическая выразительность приобретает особую силу воздействия благодаря использованию переходов света и тени

Рельефом называют вид скульптуры, в котором изображаемые фигуры и предметы размещены на плоскости и выступают из нее. Рельефные изображения связаны с плоскостью и не воспроизводят полного объема изображаемого тела. Появился рельеф в Древнем Египте.

Разновидностью выпуклого рельефа является барельеф низкий рельеф, в котором изображения выступают над плоскостью фона не более чем на половину своего полного объема. Барельефом украшают стены зданий, постаменты памятников, стелы, мемориальные доски, монеты, медали, камеи.

Еще одной разновидностью выпуклого рельефа является горельеф - высокий рельеф, в котором изображение возвышаются над плоскостью фона более чем на половину своего объема и могут восприниматься почти круглой скульптурой, немного соприкасающейся с плоскостью.

Рельеф может выступать над плоскостью фона (выпуклый рельеф) или углубляться в нее. Углубленный рельеф - контррельеф – встречается в архитектуре Древнего Египта, на древневосточных и античных печатях.

Монументальная скульптура является одним из древнейших родов скульптуры, имевших культовое, мемориальное назначение. К монументальной скульптуре относятся однофигурные и многофигурные композиции, конные памятники, мемориальные ансамбли, монументы в память выдающихся людей и событий, памятные статуи, бюсты, рельефы. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции. Монументальная скульптура, рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях).

Скульптура, будучи искусством объемным, требует соответствующей организации окружающего пространства, архитектурной среды. В результате возникает синтез архитектуры и скульптуры.

Основными жанрами скульптуры (фр. genre – род, вид) являются портрет, бытовая скульптура, тематическая композиция (двухфигурная, многофигурная композиция), анималистический жанр.

Жанр скульптуры, посвященный изображению животных, называется анималистическим жанром (от лат. animal – животное). Анималист обращается к художественной характеристике животного, его повадкам. Животных скульпторы изображают начиная с первобытнообщинного строя, они широко распространены в искусстве Древнего Египта, в античной скульптуре и в последующие эпохи.



Вопрос №5.2. Боттичелли. Рождение Венеры.

Сюжет картины восходит к античному миру, согласно которому богиня любви и красоты Венера родилась из пены морской. Удлиненная прекрасная фигура богини с лицом, напоминающим Симонетту Веспуччи, и с тяжелыми струящимися волосами, плывет на перламутровой раковине, как бы стремясь выйти за пределы картины. Флора, богиня цветов, растительности, весны, хочет защитить божественную наготу струящимся плащом, украшенным цветами. Шаловливый ветер, раздувая щеки, гонит раковину с Венерой по волнам прибоя. Фигура богини оставляет впечатление удивительной хрупкости и незащищенности, вся картина пронизана особой поэтичностью, вызывающей желание оградить эту идеальную красоту от любого вторжения враждебных ей сил. Созданный образ находится на грани "бестелесной красоты" и утонченной чувственности, в слиянии которых возникает идеал "вечно женственного".

Пожалуй, ближе всего к Возрождению была классическая греческая Античность, где прославлялось прекрасное человеческое тело, где была тяга к максимальной гармонии, идеальной симметрии и спокойной созерцательности. То, что античные мотивы буквально пропитывают все Возрождение, доказывают многочисленные живописные сюжеты, к которым охотно обращались почти все художники, начиная уже с раннего Возрождения. Увлечение Античностью в период раннего Возрождения было характерной приметой образованных людей, состоящих при дворах правителей, игравших роль богатых меценатов. Крупнейшим заказчиком во Флоренции была династия Медичи. Для одного из них, Лоренцо Меди.чи, Боттичелли и создал свое знаменитое произведение. В нем художник воплотил свое представление о красоте и как бы определил отношение к античному наследию, помогающему в достижении собственного идеала. Обнаженное тело до Боттичелли в изобразительном искусстве встречалось очень редко, когда того требовал религиозный сюжет. Венера Боттичелли — окончательно сформировавшийся идеал женской красоты. Пропорции ее тела слегка вытянуты, тонкая длинная шея поддерживает маленькую голову, масса тяжелых золотистых волос спадает па плечи и, струясь вдоль тела, подчеркивает его изящный изгиб, грацию, нежность и хрупкость. Черты лица богини вдохновенны и возвышенны — лицо слегка удлиненно, губы чуть припухлы, разрез больших глаз слегка продолговат, лоб крутой и чистый, высоко поднятые брови придают выражению лица оттенок грусти и удивления. Идеальная и возвышенная красота только что рожденной богини, триумфально приближающейся к берегу, и сейчас воспринимается как один из самых прекрасных женских образов, созданных когда-либо в искусстве.

Обращение к Античности не только чрезвычайно расширило тематику искусства, но и заставило по-новому взглянуть на человека. Быть может, это самое главное завоевание эпохи Возрождения.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |