шпаргалка

Вопрос №4.1. Ордер.

[ Назад ]
Греческая архитектура, до сих пор поражающая благородством своих форм, с конструктивной точки зрения отличалась простотой. Уже в период архаики эллинские мастера разработали строго продуманную систему рациональных соотношений между колоннами и перекрытиями, лежащими на них. Ее суть заключается в художественном оформлении стоечно-балочной конструкции, состоящей из двух частей: несущей и несомой. Столкновение этих противоположных сил, сосредоточенных в вертикальной опоре (колонне) и поперечной балке (антаблементе), приведено в состояние гармонического равновесия.

Эта цельная художественно осмысленная система выявления конструкции сооружения получила впоследствии название ордера ( от латинского слова «ордо» -порядок).

«Человек - мера всех вещей». Эти слова, высеченные на фронтоне храма в Дельфах, соответствуют не только ордерной системе, но и всей архитектуре Древней Греции, главной особенностью которой были органичность и соразмерность человеку. Именно в античном ордере отразилась основополагающая сущность античного искусства - его направленность на человека. Это проступало даже в таком объективном начале, как математические, пропорциональные соотношения частей ордера, соотносимые с реальными размерами человеческой фигуры.

Основные греческие ордера: дорический, ионический и коринфский

ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР

Дорический ордер отличается мужественным величием, суровой простотой, монументальной торжественностью, силой и большой сдержанностью в применении декора. Колонна дорического ордера не имеет базы. Ствол колонны, стоящий непосредственно на верхней ступени стереобата - стилобате, сужался кверху. Приблизительно на 1/3 высоты ствол колонны имел припухлость {энтазис). Поверхность ствола колонны оживляли вертикальные желобки - каннелюры, которые врезались не очень глубоко, образуя острые грани. Дорическая капитель, состоящая из квадратной плиты с прямыми краями - абака, и эхина - круглой в плане подушки с выпуклым криволинейным профилем, - предельно проста и конструктивна. Антаблемент дорического ордера всегда состоял из трех элементов: архитрава, фриза и карниза. Архитрав представлял собой гладкую балку, опиравшуюся на капители колонн. Над архитравом фриз> состоявший из триглифов и метоп. Находившийся над фризом карниз своей венчающей частью сильно выступал вперед, нависая над нижними элементами антаблемента. Треугольная стена между горизонтальным карнизом и двумя наклонными краями скатов кровли, называлась фронтоном. Его поверхность нередко украшалась рельефами.

ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР

Ионический ордер отличался от дорического легкостью пропорций, утонченностью форм, широким применением декора. Римский теоретик архитектуры Витрувий усматривал в ионическом ордере подражание утонченной, дополненной украшениями женской красоте в отличие от дорического ордера, подражавшего мужской красоте.

Более стройная ионическая колонна (ее высота в эпоху архаики приближалась к восьми диаметрам) имела в основании изящно профилированную базу и меньше, чем дорическая, сужалась кверху (энтазис или отсутствовал, или был очень незначителен). Более глубокие каннелюры разделялись узкими дорожками, подчеркивающими вертикаль колонны, а капитель имела два изящных завитка - волюты. Архитрав ионического ордера состоял из трех чуть нависающих одна над другой горизонтальных полос, чтобы тяжесть балки не казалась значительной. Вместо фриза с триглифами у ионических построек непрерывный, часто рельефный растительный фриз.

КОРИНФСКИЙ ОРДЕР

Близкий к ионическому коринфский ордер появился лишь во второй половине V века до н.э. Коринфский ордер развился из ионического. Греки нечасто использовали коринфский ордер. Окончательно он сформировался только в последующий, римский, период. От ионического он отличался более вытянутыми пропорциями колонн и сложной капителью, украшенной орнаментом в виде листьев.

ГРЕЧЕСКИЕ ОРДЕРЫ: ДОРИЧЕСКИЙ, ИОНИЧЕСКИЙ, КОРИНФСКИЙ

Греческий ордер на протяжении многих веков оставался важнейшим средством архитектурной выразительности. Его применяли и через 500 лет древнегреческие зодчие, и через две тысячи лет в эпоху Возрождения, а затем барокко и классицизма и даже в XX веке.

Афоризм Протагора «Человек - мера всех вещей» можно отнести ко всей греческой архитектуре и и в первую очередь к ордеру.

Каждый ордер воспринимался древними греками с точки зрения пропорций человеческого тела. В колонне видели не только опору, а чувствующий, воспринимающий нагрузку организм. Недаром именно у греков возникли такие заменявшие колонны образы, как могучие атланты и стройные кариатиды.



Вопрос №4.2. Рафаэль. Сикстинская Мадонна

Об одном из лучших творений «Сикстинской мадонне» Джорджо Вазари сказал, что это «вещь поистине из ряда вон выходящая и единственная в своем роде». К сожалению, биограф ничего не добавил к этой фразе, по восхищение современников, очевидно, было столь велико, что большей оценки, по-видимому, и не требовалось.

Современные исследователи более подробно разобрали это творение Рафаэля. Они отметили, что черты Средневековья сохраняются и в традиционности сюжета, и в иконной позе предстояния мадонны перед зрителем, идущей прямо на него, и в той невесомости и кажущейся бесплотности ее фигуры, ступающей по облакам и сохраняющей их нетронутую пушистость, и в той серьезности взглядов, которые направляют на зрителя и мать, и ее Божественный сын. Но в этой средневековости есть и нечто новое: фигура Богоматери объемна и весома, тельце Христа по-детски непропорционально и припухло, по-домашнему откинута полотняная завеса, сосредоточенно и углубленно возносят хвалу явленному образу папа Сикст II и святая Варвара, свободно и раскованно ведут себя маленькие ангелочки. Приведем по этому поводу небольшую цитату: «Вся картина состоит из одного-единствепного видения, ничем не связанного с землей, далекого от людей, далекого от жизни. На пышной подушке облаков показаны коленопреклоненные мученики религии — старый папа Сикст II и юная, прекрасная святая Варвара, расположенные симметрично, один в левой, другая в правой стороне картины. Посреди картины над ними возвышается идеальная фигура Девы Марии с младенцем па руках, окруженная серебряной дымкой, которая густо клубится и образует головки ангелов. Три фигуры расположены треугольником, сомкнутость композиции усиливается отдернутым в два верхних угла картины занавесом. Это геометрическое построение и централизм сообщают композиции необычайное спокойствие. Впечатление еще больше усиливают пышные складки одежд... подчеркивающих пластические формы тела, широкие плащи, облекающие фигуры необыкновенно простой замкнутой линией.

"Сикстинская Мадонна" Рафаэля, создана в 1512-1513 гг. для церкви Св. Сикста в Пьяченце. Картина была заказана папой Юлием II. Необычно решение традиционной для Рафаэля темы Мадонны с младенцем - художник изображает чудесное явление Богоматери людям, ее нисхождение из мира горного в мир дольный. Святые Сикст и Варвара служат посредниками между верующими и Божеством. Раздвигающийся занавес подчеркивает необычность происходящего. Образ Богоматери соединяет в себе черты интимности, женственности (мягкий взгляд, маленькие босые ноги) и величия. Младенец Христос с широко открытыми глазами и спутанными волосами трактуется художником как образ пророка и трагического мученика за веру.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |