Вопрос №1.1. Погребальный комплекс в Гизе. Структура и назначение.
Наиболее известными из нескольких десятков сохранившихся пирамид считаются Великие пирамиды в Гизе, построенные фараонами IV династии в третьем тысячелетии до н.э. Это пирамиды фараонов Хуфу, Хафра и Менкаура (Хеопса, Хефрена и Микерина в греческой транскрипции). Пирамиды имели в основании квадрат, погребальная камера находилась уже внутри пирамиды, а стороны основания были ориентированы строго по сторонам света. Снаружи пирамиды облицовывали тщательно отполированными каменными плитами, которые сохранились лишь на вершине пирамиды Хефрена.
Самую высокую из пирамид — пирамиду Хеопса — древние причисляли к семи чудесам света. Возводили эту пирамиду 20 лет, а еще 10 лет строили дорогу для подвозки из каменоломен блоков весом 2,5 — 3 т. На постройку пирамиды Хеопса высотой 146 м и длиной основания 233 м пошло 2 300 000 блоков камня, Египтяне не знали связующих материалов и плотно подгоняли блоки друг к другу «насухо». Главным архитектором пирамиды Хеопса был вельможа Хемиун. Вход в пирамиду находится на северной ее грани, внутрь ведет низкий коридор. Угол наклона коридора таков, что в древности из него могли видеть Полярную звезду. Погребальная камера имеет длину 10,5 м, ширину 5,2 м и высоту 5,8 м. Над потолком погребальной камеры находятся пять разгрузочных камер, которые принимают на себя колоссальную тяжесть каменной массы пирамиды.
Пирамиды Хефрена и Микерина были меньшего размера. Охраняет пирамиду Хефрена огромный сфинкс, самая знаменитая скульптура древности, подобной которой нигде нет. Каменный лев с головой человека высечен из целой скалы (длина 5 м, высота 20 м). Голова сфинкса имеет портретное сходство с фараоном Хефреном.
Пирамиды в Гизе, как и их предшественницы, не были отдельными, самостоятельными сооружениями, а являлись композиционным центром погребального комплекса.
4. План ансамбля пирамид в Гизе (А — пирамида Хеопса, В — Хефрсна, С — Микерина). IV династия. Древнее царство.
5- Разрез пирамиды Хеопса. Зодчий Хемиун. Высота 146,6 м; сторона основания квадрата 233 м; угол наклона грани 51°52
Вопрос №1.2. В.Серов. Девочка с персиками.
Валентин Александрович Серов (1865—1911) — крупнейший мастер рубежа веков. Он подводит итог русской портретной традиции, Жанр портрета у него превращается в универсальную картину мира. Его портреты отличаются многомерностью и остротой характеристик, активным включением среды в раскрытие образа. Он также внес свой неповторимый оттенок едкой грусти в пейзаж рубежа веков. В конце жизни работал и над мифологическими композициями.
Художник родился в артистической семье: его отец А.Н.Серов был композитором, мать — пианисткой. Рано потерявший отца, одаренный мальчик стал учеником И.Е.Репина, впоследствии прошел школу П.П.Чистякова в Петербургской Академии художеств, Серов на протяжении своего творческого пути испытывает влияние разнообразных стилистических исканий — реализма, импрессионизма, модерна. Вступая в своеобразное единоборство с расхожими штампами стиля, он побеждает стереотипы, каждый раз оказываясь глубже и сложнее. Художественный метод Серова складывается из сочетания глубокой интеллектуальности и утонченного артистизма. В его творческой манере блестяще соединились живописная стихия красочных мазков импрессионизма и выразительная характерность рисунка эпохи модерна. Мастер не боялся отказаться от найденного и броситься в пучину эксперимента, подавая тем самым пример своим ученикам — художникам авангардного поколения.
«Девочкой с персиками» (1887) двадцатидвухлетний Серов решительно заявил о своем таланте. Полотно создавалось в Абрамцеве и неотделимо от творческой атмосферы абрамцевского кружка. В картине воплотился идеал «отрадного», светлого. В центре внимания портретный образ Веруши, младшей дочери С.И.Мамонтова. Художника увлекает гармоническая цельность ее личности. Уникальность образа Верочки — в его удивительной открытости, передающей атмосферу взаимоотношений между обитателями Абрамцева. Вокруг сидящей девочки Серов собирает фрагменты интерьера, натюрморта, пейзажа. Все в этом пространстве во власти льющегося из окна света. Свет растворяет привычные контуры и поверхности предметов и превращает их в «мохнатые» сгущения мазков. Картина наполнена мельканием предметов, пульсацией мазков, передающих превращения света и цвета. Все это делает изображение трепетным, подвижным. Нетерпеливость позы Верочки соединяется с созерцательностью, затаившейся в ее завораживающе черных глазах. Серов не случайно вводит мотив осязания — персик в руках девочки. Ощущение бархатистости живописи обыгрывается им повсюду. Этим он утверждает самостоятельную красоту живописной поверхности, выразительность мазка. Избегая психологизма и идеализации, художник достигает удивительного равновесия душевной красоты девочки и окружающего ее мира.