Речь как ( искусство) мастерство.Из истории красноречия.
Современное ораторское искусство сохранило в себе черты, определившего его в
древности. Эти корни нужно искать в античности, где взяла своё начало
риторическая наука. Искусство красноречия зародилось в Греции в V-IV веке до
н. э., на месте современной Сицилии. Этот период пришёлся на расцвет
Афинской демократии. Важную роль в жизнедеятельности государства стали
играть Народное собрание и суд, Совет пятисот: вершатся суды, публично
решаются вопросы политики. Свободному гражданину нужно красноречие, чтобы
вести дела, строить карьеру, отстаивать права.
Риторика в древней Греции как наука возникла примерно в 460 году до н. э.,
её формирование в это время связано с софистами:Коракс (467 год до н. э.) –
политический оратор, стал первым автором трактата по риторике и основателем
школы, учившей искусству красноречия.
Тисий (480 год до н. э.) – основатель античной риторики, написал и издал
работу по искусству убеждения, первым ввёл структуру ораторской речи: что
говорить вначале и середине, как закончить выступление.
Протагор (481–411 год до н. э.) – приобрёл известность в результате своей
преподавательской работы, странствовал по свету, ввёл диалоговую форму
общения, предлагая собеседникам защищать и отстаивать собственные убеждения.
Лисий (443 год до н. э.) – древнегреческий оратор, заложивший основы
судебного красноречия, создал своеобразный эталон стиля, которому следовали
следующие поколения риторов.
Горгий (483 год до н. э.) – основоположник софистики, учитель красноречия в
Афинах, разработал приёмы для украшения речи, которые прозвали «горгианскими
фигурами».
Речь как искусство слова. По мнению Платона, риторика как учение есть
сноровка, т. е. умение, ловкость, ему можно научиться,развить в себе
способность говорить красиво.
Риторика как обучение сноровке и есть мастерствокрасноречия. Мастерство
красноречия в условиях демократии не только полезно, но часто и просто
необходимо. Навыки публичной речи помогают защититься и в условиях
повседневной жизни, и в случае форсмажора, например, в судебной борьбе.
Сноровка вкрасноречии помогает убедить сограждан, согласиться на
предложения.
Платон дает риторике как искусству слова новыйсмысл.В практике диалогов он
устанавливает иной вид речи, не свойственный ораторской софистике и
эристике. Дополнительно к речи в собрании или в суде, гдеособенно важен
результат, устанавливается иной вид речи – диалектика. Диалектика у Платона
содержит в себе элементы полемики. Эти отношения представлены схемой.Цель
красноречия и ораторства зависит от нравственности оратора.
Неэтичные ораторы, по словам Платона, уподобляются людям, таскающим воду в
дырявый сосуд решетом.Понимание этики может быть разным. Ученик
ГоргияКалликл смело противопоставляет человека толпе, лучших людей – худшим
и говорит, по-видимому,справедливо, что толпе свойственно подавлять лучших,
если они идут против нее.
В понимании Горгия, Калликла и Пола лучшим может быть назван Архелай,
властитель Македонии, который убил законных наследников и своих
родственников, завладел властью. Он теперь может делать чтоугодно и поэтому
счастлив.Платон говорит, что это несчастный человек, так какон сотворил
несправедливость.Критерии счастья и цель стремлений у Горгия и
егопоследователей – завладеть властью и богатством,чтобы удовлетворять свои
желания и прихоти, у Сократа же счастье и цель жизни состоят в
справедливости и достойной жизни не в ущерб другим, отсутствиисвоеволия.