Монологическая речь как вид человеческой коммуникации: критерии,
соотнесенность с формами речи.
Монолог можно определить как развернутое высказывание одного лица. Монолог
характеризуется относительной протяженностью и разнообразием словарного
состава. Темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его
развертывания.
Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь
представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного
обращения к слушателю и характерна прежде всего для устной формы книжной
речи: устная научная речь (например, учебная лекция или доклад), судебная
речь и получившая в последнее время широкое распространение устная публичная
речь.
Во-вторых, монолог – это речь наедине с самим собой, т. е. монолог может
быть не направлен непосредственному слушателю (это так называемый
«внутренний монолог») и соответственно не рассчитан на ответную реакцию
собеседника.
Монолог может быть как неподготовленным, спонтанным, что характерно прежде
всего для сферы разговорной речи, так и подготовленным, заранее продуманным.
По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа:
информационная, убеждающая и побуждающая.
Информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий
должен прежде всего учитывать как интеллектуальные способности восприятия
информации слушателями, так и познавательные возможности. К разновидностям
информационной речи относят различного рода выступления, лекции, отчеты,
сообщения, доклады.
Убеждающая речь обращена, прежде всего, к эмоциям слушателя. В этом случае
говорящий должен учитывать его восприимчивость. К убеждающей разновидности
речи относят: поздравительные, торжественные, напутственные.
Побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей кразличного
рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям,
речь-протест.
Монолог имеет определенную композиционную форму, которая зависит от жанрово-
стилистической или функционально-смысловой принадлежности. К жанрово-
стилистическим разновидностям монолога можно отнести ораторскую речь (о
которой будет сказано отдельно далее), художественный монолог, официально-
деловой монолог и другие типы, к функционально-смысловым типам – описание,
повествование, рассуждение (также будут рассмотрены отдельно).
Монологическую речь различают по степени подготовленности и официальности.
Ораторская речь всегда представляет собой заранее подготовленныймонолог,
произносимый в официальной обстановке. Однако в определенной степени монолог
– это искусственная форма речи, всегда стремящаяся к диалогу, в связи с этим
любой монолог может иметь средства его диалогизации, например обращения,
риторические вопросы, вопросно-ответную форму речи, т. е. все то, что может
свидетельствовать о стремлении говорящего повысить коммуникативную
активность собеседника-адресата, вызвать его ответную реакцию.
Монолог и диалог рассматриваются как две основных разновидности речи,
различающиеся по количеству участников акта общения. Диалог как способ
обмена мыслями между коммуникантами в виде реплик является первичной,
естественной формой речи в отличие от монолога, представляющего собой
развернутое высказывание одного лица. Диалогическая и монологическая речь
могут существовать как в письменной, так и в устной форме, однако в основе
письменной речи всегда лежит монологическая, а в основе устной –
диалогическая.
Наибольшего эффекта достигает тот оратор, который умеет вызывать и
интеллектуальное, и эмоциональное сопереживание. Все это приводит к
использованию в монологе определенных средств. При этом возникает «эффект
живой реакции», который проявляется в непосредственности речи, быстрой
реакции оратора на восприятие речи слушателями, «спонтанности» речи, даже
оговорки играют большую роль, создавая этот эффект.
В связи с этим можно выделить эксплицитное взаимодействие (открытый диалог)
и имплицитное взаимодействие (скрытый диалог). В первом случае оратор
вступает в открытый диалог со слушателями, сохраняя основную идею и
композицию монологической речи. Имплицитное взаимодействие – это скрытая
форма диалога, которая проявляется в самой структуре речи. Например, оратор
часто обращается к слушателям с репликами: «вы знаете», «вы понимаете»,
так?», «ясно?» Эти реплики рассчитаны на сотрудничество слушателей с
оратором. Слушатели сопереживают речь. И получается двусторонний контакт –
конечно, при основной роли оратора, - возникает так называемый «эффект
прямого разговора».