шпаргалка

Культурная морфология Л. Фробениуса.

[ Назад ]
“Культурная морфология” Фробениуса. Крупный африканист Лео Фробениус (1873 – 1938). “Западно-африканский культурный круг” (1897), т.е. вслед за Ратцелем применил понятие культурного круга. Он считал, что для объяснения распространенности этнографических предметов не всегда есть необходимость в миграции – это могут быть и влияния. В 1898 г. выпустил свои наиболее известные работы “Маски и тайные союзы Африки” и “Происхождение африканских культур”).
Продолжая и развивая учение Ратцеля, Фробениус, однако, не принимал его ориентированность на историю и его сосредоточенность на отдельных предметах. Фробениус воспринимал культуры как цельные органические существа. Он призывал к изучению культур естественнонаучным методом. Культура подчиняется не историческим, а естественнонаучным закономерностям: “Я утверждаю, что каждая культура развивается, как живые организмы, она, следовательно, переживает рождение, детство, зрелый возраст и старость и, наконец, умирает” (1898). «Культуры… это живые существа” (1898). Как всякий организм культура нуждается в питании – пищей для нее является хозяйственная деятельность людей – охота, рыболовство, скотоводство, земледелие. Подобно организму культура может быть пересажена на новую почву, где ее развитие пойдет иначе. Это уподобление культур организмам мы увидим у Данилевского, Шпенглера и др. вплоть до Гумилева. (Культура - это органицизм, отдельные элементы которого можно понять только имея представление обо всей культуре.
Культуры, по Фробениусу, не создаются народами. Человек - скорее произведение культуры, чем ее творец. “Весь процесс развития культуры проявляется в своей истинной независимости от человека… Культура растет сама по себе, без человека, без народа” (1898) «странная мысль» (Токарев).
Не верил в роль личности в истории. Даже в нашей высоко индивидуализированной культуре эта роль, по Фробениусу, ничтожна. Империи Александра Македонского и Наполеона были бы созданы и без них – накопившейся “силой экспансии”, да и быстро распались. Но главное – что не личности, не индивиды действуют в истории и образуют народы и культуры, а наоборот, культуры существуют как цельные организмы до индивидов и над индивидами и определяют характер и судьбу индивидов (Судьба –Сурков!!). “Не человек формирует культуру, а культура формирует человека”. Органицизм Фробениуса был отдаленно родственен социологизму Дюркгейма.
М! Как рождаются культуры! «Культура от культуры, как клетка от клетки», это еще Вирхов учил. Но Фробениус добавляет, что рождение культуры зависит от природных условий (Это географический детерминизм).
Новая культура может рождаться не только как отпрыск какой-то предшествующей культуры (под влиянием изменившихся природных условий), но и из соприкосновения и взаимодействия старых культур, из смешивания культурного материала разных культур (и у живых организмов ведь есть по паре предков). Эту идею происхождения культур можно обозначить как комбинационизм.
Подобно Ратцелю Фробениус признавал две формы передвижения культуры: 1) трансмиссию, передачу, перенос и 2) пересадку, перемещение с народом. Подобно же Ратцелю Фробениус считал, что приоритет в смешивании принадлежит миграции. Культура не может передвигаться без людей. “У культуры нет ног”. Она заставляет человека переносить себя. Даже при передаче какого-то элемента культуры какие-то люди должны продвинуться и вступить в контакт с другими людьми. А уж всю культуру может перенести на новое место только большое сообщество, народ.
Для прослеживания распространенности и передвижений культурных элементов Фробениус ввел и интенсивно использовал в этнографии картографический метод. С помощью этого метода ему удалось выявить группирование “этнографических предметов” в Африке в крупные комплексы и установить их родственные связи и взаимоотношения.
Культурное достояние Африки он разделил на культурные провинции (“культурные круги”), каждая характеризуется рядом признаков, в основном материальных. Кругов этих пять:
1) “западно-африканский культурный круг”, охватывающий Конго и Гвинею. Его характеризуют прямоугольные дома с двускатной крышей, лук с растительной тетивой, плетеный щит, многострунные музыкальные инструменты, барабан в форме песочных часов, маски. Он очень близок по своим особенностям культуре Новой Гвинеи и других островов Меланезии. Стало быть, решил Фробениус, его исконным очагом является Юго-Восточная Азия – это по происхождению “малайско-нигритская” культура.
2) “индийский”, распространенный в Северной и Северо-Восточной Африке и уходящий корнями в Индию. Он более ранний.
3) “семитический”, распространенный только в Северной Африке и то лишь поверхностно. Это более поздний круг.
4) “нигритский”, распространенный в Африке повсеместно, но особенно в Южной Африке. Это круг, древнейший из всех в Африке и исконный для нее, но не только для нее – он был в древности общим и для Австралии и Океании. В Африке эта культура сохранилась лишь в обломках.
5) “африканский культурный круг” – новое явление, он родился из смешения древнейшей “нигритской” культуры с “малайско-нигритской” и азиатской (индийской) и специфичен для Африки. Его характеризуют африканский кожаный щит, нож, повторяющий форму наконечника копья, музыкальный лук, цилиндроконическия хижина и др.
Фробениус с 1904 г. по 1932 совершил 12 этнографических экспедиций в Африку. Создал этнографический атлас Африки и опубликовал 12 томов, в которых были собраны мифы и сказки не только Африки, но и со всего мира.
Он продолжал разрабатывать и свою “естественнонаучную” теорию культур. В частности Фробениус занялся дальнейшей разработкой идеи о принципиальном сходстве культур с организмами. М! Употреблял понятие “Морфология культуры”, различая в ней “анатомию и “физиологию”. Учение приобретало всё более абстрактные и мистические формы.
Раз культуры – живые организмы, то естественно выявлять в них половые различия. Есть мужские культуры и женские культуры. Например, мужскими в Африке являются телурические культуры (от лат. Tellus – ‘земля’), это патриархальные культуры эфиопов, всё в них вертикальное, растет из земли вверх – у них свайные жилища, кровать на ножках и т. п. Женскими являются хтонические культуры (от греч. chton – ‘земля’), это матриархальные кочевые культуры хамитов, в них преобладает стремление зарыться в землю, всё в них углублено: подземные жилища и зернохранилища, земляные печи, представления о подземном мире душ. Это различие отражается на душевных свойствах: в телурической культуре человек восходит через возрастные классы к более высоким ступеням. В хтонической он углубляется в мистические переживания и тайны. “Существование культур является вечно неизменным, начиная от ледникового периода”.
Впоследствии Фробениус распространил свою оппозицию двух культур на весь мир – разделяя Восток и Запад. Восток – хтонический, ему свойственно “пещерное чувство”, неподвижность, идея судьбы, а Запад – телурический, динамичный, с идеей личности и свободы.
Каждая культура имеет свою душу. Фробениус стал называть ее греческим словом “пайдеума” (воспитание). В учении о душах культур сквозь естественнонаучные претензии проявляется приверженность традиции Гердера о духе народа. Пайдеума – это творческое начало, формирующий принцип культуры, нечто демоническое.
Нацистская Германия оказала 60-летнему ученому поддержку. Фробениус писал, что крушение демократии и сооружение новых конструкций, отвергающих интеллектуализм, отражает волю народа и “народную душу”, пайдеуму. Немецкая мистическая духовность противостоит западной – французской рациональности, английскому реализму, американскому материализму. Марксизм и дарвинизм для Германии и России – чужие боги.
Влияние Фробениуса чувствуется у Освальда Шпенглера (о котором в другом разделе) и у американца Френсиса Йоки (1917 – 1960). В своем произведении "Империя" (1948) Йоки тоже писал, что каждая культура обладает своей душой, что она проходит фазы жизни и умирает. За культурами он усматривал расы. К его сожалению, белая западная раса оказалась ослаблена примесью чужеземцев, особенно – евреев. Он одобрял сталинский террор 1937 г., а героем Второй мировой войны для него был Гитлер.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |