шпаргалка

Чикагская школа («картина мира», «большая и малая традиция»).

[ Назад ]
Интересы и методы Зиммеля и Вебера сказались в американской школе антропологии – в Чикагском университете. Здесь его методику «идеальных типов» применял Роберт ПАРК (1864 – 1944), который изучал экологию городской среды, в частности трущоб, и выдвинул понятие «маргинального человека» - человека выбитого из привычной культуры.
Затем интересы и методы Вебера перенял другой чикагский антрополог Роберт РЕДФИЛД (1897 – 1958). В 1930 г. опубликовал работу о жизни одной из деревень близ Мехико – это было одно из первых «исследований общины» в американской антропологии. Под «общиной» (community) американцы понимали небольшое территориальное сообщество, живущее отдельно – деревню, поселок, городок.
Интерес к разнице культур мексиканского сообщества сменился интересом к их слиянию, а мексиканский поселок стал для Редфилда живой лабораторией исследования культурных изменений, вытекающих из этого слияния (вид аккультурации). На подходе Редфилда к этой задаче чувствовалось влияние функционализма (приглашенный из Англии функционалист Рэдклиф-Браун преподавал в 1931 – 37 гг. в Чикаго), но основа была Веберовская.
В книге «Народная культура Юкатана» (1941) он выделил два веберовских идеальных типа - сельскую общину, однородную, нестратифицированную, и большой город, с его неоднородной средой. Все мексиканские поселки он располагает на типологическом континууме между этими двумя крайностями. В дальнейшем он выделял «большие» и «малые» традиции. Большие традиции – это развитие рациональных мыслительных систем интеллектуальной городской элиты, а в малых традициях представлены народные религии, фольклор и простое искусство сельского населения.
В развитие мысли Макса Вебера об определяющем значении идей для формирования социального строя и в русле его «понимающей» методики исследований Редфилд разработал понятие «картины мира» - совокупности представлений о мире и истории, образующих ту систему взглядов, которой та или иная группа людей руководствуется в своей жизненной стратегии, в своем выборе ценностей, отношении к людям и в своем поведении. Картина мира – это представления членов общества о самих себе, своем окружении и своем месте в мире. В одной культуре может быть несколько картин мира – одно дело в «большой традиции» («школ и храмов»), другое – в «малой» (деревенской общины). Картина мира определяет специфику восприятия всего и вся туземцем в отличие от установки исследователя. Туземец видит по-иному свою общину, по-иному расставляет акценты, иные элементы считает главными и определяющими. Только изучив картину мира туземцев, этнолог может взглянуть на мир как-бы глазами туземцев.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |