Экономика и религия по М. Веберу
Но поскольку цели религиозной деятельности посюсторонние и практические, Вебер классифицировал религии в зависимости от социальной среды их создания и бытования. Религии земледельческих народов, крестьянских – магические, основанные на магии плодородия. Религии городских культур – рациональные, построенные на организации ритмов производств и жизни. Религии завоевателей, воинов – фаталистические, они всегда пронизаны верой в рок, судьбу. Религии париев – эсхатологические, эксплуатирующие представление о загробном царстве, о воздаянии в потустороннем мире. Мировые же религии, с претензией на универсальность, обычно сотериологические, основанные на мотиве спасения. Это может быть спасение непосредственное, основанное на самостоятельном преуспеянии в самосовершенствовании (буддизм), а может быть спасение через Мессию, спасителя, помазанника Божия, пророка (иудаизм, христианство, ислам).