Воспитание как общественное явление и педагогический процесс.
Сущность воспитания как общественного явления, его характерные черты и функции.
Социальная природа воспитания, его общечеловеческий и социально-исторический
характер. Факторы воспитания. Соотношение категорий социализации, образования,
воспитания, обучения и развития. Воспитание как управление развитием и
саморазвитием ребенка. Объект и субъект воспитания. Воспитательные
взаимодействия и отношения субъектов воспитания. Основные функции воспитания:
стимуляция развития сущностных сил личности, создание воспитывающей среды,
организация взаимодействия и взаимоотношений субъектов воспитания. Сущность
воспитания как педагогического процесса. Основные характеристики воспитательного
процесса: непрерывность, закономерность, последовательность, целенаправленность,
системно-структурный характер, наличие движущих сил и т.д. Основные этапы
воспитательного процесса: целеполагание, планирование, целереализация, контроль
и оценка. Воспитание как системно-структурное образование. Педагогическая задача
как единица педагогического процесса
Воспитание как общественное явление — сложный и противо¬речивый социально-
исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь
общества; в быт, общественно-производственную деятельность, творчество,
духовность; становле¬ние их людьми, развитыми личностями и
индивидуальностями,важнейшим элементом производительных сил общества,
созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный про¬гресс и
преемственность поколений.
Воспитание как общественное явление характеризуется следу¬ющими основными
чертами, выражающими его сущность:
а) Воспитание возникло из практической потребности приспособления, приобщения
подрастающих поколений к условиям общественной жизни и производства, замены ими
стареющих и выбывающих из жизни поколений. В результате дети, становясь
взрослыми, обеспечивают собственную жизнь и жизнь утрачивающих способность
к труду старших поколений.
б) Воспитание — категория вечная, необходимая и общая. Оно появляется вместе
с возникновением человеческого общества и существует пока живет само
общество. Оно необходимо потому,
что является одним из важнейших средств обеспечения существования и
преемственности общества, подготовки его производительных сил и развития
человека. Категория воспитания общая. В ней отражаются закономерные
взаимозависимости и взаимосвязи этогоявления с другими общественными явлениями.
Воспитание включает в себя как часть обучение и образование человека.
в) Воспитание на каждом этапе общественно-исторического развития по своему
назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер. Оно
обусловлено характером и организацией жизни общества и потому отражает
общественные противоречия своего времени. В классовом обществе коренные
тенденции воспитания детей различных классов, слоев, групп порой противоположны.
г) Воспитание подрастающих поколений осуществляется за <!--[if !vml]--> <!--
[endif]--> <!--[if !vml]--> <!--[endif]--> счет освоения ими основных элементов
социального опыта, в процессе и результате вовлечения их старшим поколением
в обще¬ственные отношения, систему общения и общественно-необходимую
деятельность. Общественные отношения и взаимоотношения, воз¬действия и
взаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети, всегда являются
воспитательными или воспиты¬вающими, независимо от степени их осознания как
взрослыми, так и детьми. В самой общей форме эти взаимоотношения направлены на
обеспечение жизни, здоровья и питания детей, определение их места в обществе и
состояния их духа. По мере того, как взрослые осознают свои воспитательные
взаимоотношения с детьми и ставят перед собой определенные цели формирования
у детей тех или иных качеств, их отношения становятся все более
педагогическими, сознательно целенаправленными.
На основе осознания взрослыми основных черт воспитания как общественного явления
в обществе возникает стремление к сознательному и целенаправленному
использованию законов воспитания в интересах детей и общества. Старшие поколения
сознательно обращаются к обобщению опыта воспитательных отношений, к изучению
проявляющихся в нем тенденций, связей, законов, к использованию их в целях
формирования личности. На этой основе и возникает педагогика, наука о законах
воспитания и их использовании в целях сознательного и целенаправленного
руководства жизнью и деятельностью детей.
Итак, общественное явление — воспитание — необходимо как способ обеспечения
жизни общества и индивида; оно осуществляется в конкретно-исторических условиях
в результате определен¬ным образом сложившихся общественных отношений и образа
жизни общества; основным критерием его осуществления, реализации является
степень соответствия свойств и качеств личности требованиям жизни.
Прежде чем рассматривать воспитание как предмет педагогики, небезынтересно
познакомиться с различными воззрениями на это понятие. В учебнике Н.И. Болдырева
«Методика воспитательной работы в школе», по которому занималось не одно
поколение советских студентов, дается следующее определение: «Воспитание – это
целенаправленная и взаимосвязанная деятельность воспитателей и воспитанников, их
отношения в процессе этой деятельности, способствующей формированию и развитию
личности и коллективов». С позиций деятельности дает определение и высший в свет
в 1985 году «Краткий психологический словарь». Правда, его определение дано с
заметным «привкусом» идеологии: «Воспитание – это деятельность по передаче новым
поколениям общественно – исторического опыта, диалектико-материалистического
мировоззрения, высокой морали, глубокой идейности, общественной активности,
творческого отношения к действительности, высокой культуры труда и поведения».
Изданный тремя годами позже «Краткий педагогический словарь пропагандиста»
рассматривает воспитание уже не как деятельность, а как процесс: «Воспитание –
объективно – закономерный процесс подготовки людей к трудовой и иной полезной
деятельности в обществе». С таких же позиций определил воспитание и известный
педагог – гуманист В.А. Сухомлинский в книге «Разговор с молодым директором
школы» : «Воспитание в широком смысле – это многогранный процесс постоянного
духовного обогащения и обновления».
Воспитание – процесс всеобщий. Все жизненное пространство, в котором
развивается, формируется и реализует свое природное назначение человек,
пронизано воспитанием.
Воспитание – процесс объективный. Оно не зависит от меры его признания, от
термологических споров и конъюнктурных метаний. Это реальность человеческого
бытия.
Воспитание – процесс многомерный. Его большая часть связана с социальной
адаптацией, с саморегуляцией каждой личности. В то же время другая часть
осуществляется с помощью педагогов, родителей, воспитателей. Воспитание, конечно
же, отражает особенности конкретной исторической ситуации, общее состояние всей
государственной, в том числе образовательной, системы. Оптимальный путь к успеху
– гуманистическая воспитательная система.
Таким образом, воспитание – это и сложный процесс освоения духовной и социально
– исторического наследия нации, и вид педагогической деятельности, и великое
искусство усовершенствования человеческой природы, и отрасль науки – педагогика.
Воспитательный процесс – это профессионально организованный целостный учебно-
воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью,
сотрудничеством, культурным содержанием и методами освоения культуры.
Основные компоненты воспитательного процесса:
1. Целевой компонент (цели, задачи и социализация личности).
2. Содержательный компонент (соответствие потребностям личности; стандарт
образования).
3. Операционно-деятельностный (организация деятельности детей на уроках и
во внеурочное время).
4. Аналитико-результативный (анализ результатов педагогической
деятельности).
В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные
причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических
закономерностей. Из этого следует, что педагогические закономерности есть
отражение прежде всего объективных причинно-следственных связей в системе
реальных отношений воспитанника с внешним миром.
Закономерности и метапринципы воспитания. Среди закономерностей функционирования
и развития воспитания в целостном педагогическом процессе необходимо выделить
главную - ориентацию на развитие личности, природосообразность воспитания.
Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных
оснований воспитания. Этой закономерностью обусловлен другой метапринцип
воспитания - принцип его культуросообразности. Этот принцип разрабатывали С. Т.
Шацкий, В. А. Сухомлинский и др. Современная трактовка принципа
культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на
общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и
региональной культур,когда учащийся выступает субъектом воспитания.
Данная закономерность обусловливает единство в реализации деятельностного и
личностного подходов. Личностный подход, ,персонализации педагогического
взаимодействия, который требует отказа от ролевых масок, полисубъектного
(диалогического) подхода. индивидуализации и творческой направленности
воспитательного процесса. Данная закономерность составляет основу такого
метапринципа воспитания, как индивидуально-творческий подход. Индивидуально-
творческий подход предполагает создание условий для самореализации личности,
выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей: метапринципа, как
профессионально-этической взаимоответственности. Метапринципы гуманистического
воспитания - это концентрированное, инструментальное выражение тех положений,
которые имеют всеобщее значение, действуют в любых педагогических ситуациях и
при любых условиях организации образования. Все принципы определенным образом
соподчинены, Одним из таких принципов является принцип обучения и воспитания
детей в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных,
групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.
Большую роль в организации воспитания имеет принцип связи воспитания с жизнью и
производственной практикой. Особую роль в воспитательном процессе имеет
обоснованный Б.Т.Лихачевым принцип эстетизации детской жизни. Формирование у
воспитанников эстетического отношения к действительности Важнейший принцип
организации детской деятельности - уважение к личности ребенка в сочетании с
разумной требовательностью к нему. А. С. Макаренко: как можно больше требований
к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. Реализация
принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно
связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его
личности. Школьники, которым очень часто напоминают о недостатках, начинают
смотреть на себя как на неисправимых.- согласованности требований школы, семьи и
общественности. Управление деятельностью воспитанников требует реализации
принципа увлечения их перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней
радости. Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников
имеет принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий.
Педагогика, по утверждению А. С. Макаренко, есть педагогика не прямого, а
параллельного действия. Каждое воздействие в соответствии с этим принципом
должно быть воздействием на коллектив, и наоборот. Только совокупное действие
всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор
форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную
деятельность воспитанников.
Принципы воспитания: основополагающие идеи или ценностные основания воспитания
человека. Принципы воспитания отражают уровень развития общества, его
потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности, определяют
его стратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его
осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания. В современной
отечественной педагогике проблема Принципов воспитания не имеет однозначного
решения. Большое число П.в. объясняется различным пониманием педагогами сущности
воспитания, соотношения воспитания и обучения, а также идеологическими
соображениями.
Принцип гуманистической направленности воспитания. Идея о необходимости
гуманизации воспитания содержалась уже в трудах Я.А. Коменского, но наиболее
последовательно отразилась в теориях свободного воспитания Ж.Ж. Руссо и Л.Н.
Толстого, а в 20 в. в гуманистических психологии и педагогике. Принцип
предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к
ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, субъект-
субъектных отношений. Реализация этого принципа оказывает существенное влияние
на становление человека, на все аспекты его социализации. Принцип
природосообразности воспитания. Идея о необходимости природосообразности
воспитания зародилась в античности в произведениях Демокрита, Платона,
Аристотеля, а принцип сформулировал в 17 в. Я.А. Коменский. Развитие наук о
природе и человеке в 20 в., особенно учение В.И. Вернадского о ноосфере
существенно обогатили содержание принципа. Его современная трактовка
предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании
взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими
законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту.
Принцип культуросообразности воспитания. Идея о необходимости
культуросообразности воспитания появилась в трудах Дж. Локка, К. Гельвеция и
И.Г. Песталоцци. Принцип, сформулированный в 19 в. А. Дистервегом, в современной
трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих
ценностях культуры и строиться в соответствии с непротиворечащими
общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и особенностями,
присущими населению тех или иных регионов.
Принцип незавершимости воспитания: вытекает из мобильного характера
социализированности, который свидетельствует о незавершимости развития личности
на каждом возрастном этапе. Соответственно воспитание необходимо строить т.о.,
чтобы на каждом возрастном этапе каждый человек имел возможность заново познать
себя и других, реализовать свои возможности, найти своё место в мире. Наряду с
общими сложились и специфические принципы воспитания, например, конфессиональная
педагогика формулирует принципы религиозного воспитания, семейная - семейного
воспитания, социальная педагогика - социального воспитания.
Принцип вариативности социального воспитания. В современных обществах
вариативность социального воспитания определяется многообразием и мобильностью
как потребностей и интересов личности, так и потребностей общества.
Принцип коллективности социального воспитания. Идея о том, что коллектив -
важнейшее средство воспитания, появилась очень давно, но интенсивно
разрабатывалась отечественной педагогикой с середины 19 в. Современная трактовка
принципа предполагает, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах
различного типа, даёт человеку опыт жизни в обществе, создаёт условия для
позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и
самоутверждения, а в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления в
обществе.
Принцип центрации социального воспитания на развитии личности.
Принцип диалогичности социального воспитания. Принцип предполагает, что духовно-
ценностная ориентация человека и в большой мере его развитие осуществляются в
процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого
являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными,
экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей
в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций. Этот обмен становится
эффективным, если воспитатели стремятся придать диалогический характер своему
взаимодействию с воспитуемыми.
Принципы воспитательного процесса:
• принцип гуманистической направленности деятельности педагогов и
учащихся;
• принцип адекватности системе социальных отношений;
• принцип целенаправленности и комплексности педагогических воздействий;
• принцип интеграции и дифференциации в организации изучения различных
предметов;
• мотивация учебной деятельности;
• принцип индивидуализации в организации учебно-воспитательной
деятельности;
• принцип педагогического оптимизма;
• принцип демократизации в воспитании.
Закономерности воспитательного процесса:
• взаимосвязь форм организации и содержания педагогического процесса;
• единство действий участников педагогического процесса;
• зависимость организации педагогического процесса от возрастных и
индивидуальных особенностей учащихся;
• взаимосвязь процесса образования, обучения, воспитания;
• гармонизация личных и общественных интересов;
• обусловленность содержания педагогического процесса.