шпаргалка

Соотношение национальных и культурно-исторических факторов в

[ Назад ]

воспитании и образовании.



ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ



Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо.

Соответственно, и применительно к человеку это взращивание, совершенствование,

формирование его образа.

Принимая во внимание данную трактовку, культура выступает предпосыл-кой и

результатом образования человека.

В процессе образования человек осваивает культурные ценности (историче-ское

наследие искусства, архитектуры). Поскольку достижения познавательного характера

представляют собой совокупность материаль¬ного и духовного достояния

человечества, постольку освоение исходных научных положений также является

об¬ретением культурных ценностей. В итоге было сформули¬ровано дидактическое

понятие культуры — обучение и воспитание молодого поколения средствами культуры.

«Теперь "образование" теснейшим образом связано с понятием культуры и обозначает

в конечном итоге специфический человеческий способ преобразования природных

задатков и возможностей».

Х.-Г. Гадамер. «Истина и метод»

Процесс взаимодействия, как присвоение и создание человеком новых культурных

ценностей, в рамках образо¬вательной системы является созиданием. То есть связан

с культурой в ее динамическом аспекте.

Процесс общения педагога с представителями разных наций и народностей,

обучающимися в многонациональ¬ной России, выступает как опыт межкультурного

общения и межнациональной коммуникации. В современном обра¬зовательном

учреждении реализуется принцип диалога культур (русской, европейской,

американской, западной и восточной). Данный принцип осуществляется в рамках

новых учебных курсов: «Мировая художественная культура», «Этика и эстетика»,

«История науки».

Как известно, язык является способом познания окружающего мира и сред-ством

коммуникации. Одновременно он выступает в качестве хранителя и выра-зителя

духовной культуры, которая передается как от поколения к поколению, так и в

условиях образовательных учреждений. Не случайно уровень культуры эпохи (и

отдельного человека) определяется отношением к языку как отдельной

представляющей целостной культуры. Поэтому миссия образования состоит в том,

чтобы сформировать у молодого поколения ответственное отношение к родному и

иностранному языку, к сохранению и обогащению исторических, научных и культурных

ценностей.

Таким образом, соотношение образования и культуры можно рассматривать в разных

аспектах:



? в рамках культурологической парадигмы педагогической системы;

? в через формирование поликультурного образования;

? в условиях культурно-исторического типа образовательной системы (вуза, школы);

? как систему культурно-образовательных центров в рамках одной или разных стран;

? через анализ учебных дисциплин культурологической направленности;

? путей и способов развития культуры субъектов образования (педагогической

культуры и умственной культуры учащихся);

? описания и прогнозирования образа культурного и образованного человека

конкретной исторической эпохи; через раскрытие специфики культурно-

об¬разовательной среды растущего человека;

– обобщения, сохранения и возрождения культурно-образовательных тради¬ций

народа, этноса, нации.

Образование — это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных

ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из следствия культуры

и науки, а также из жизни и практики человека. То есть образование является

социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции.

Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как

отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества.

Рассмотрим основные социокультурные функции и развивающийся потенциал

современного образования.

1. Образование — это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения

человека в мир науки и культуры. Именно в процессе образования человек осваивает

культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется

из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно

развивающейся науки, а также из жизни и практики человека. Мир сегодня

объединяет усилия в сфере образования, стремясь воспитать гражданина мира и всей

планеты. Интенсивно развивается мировое образовательное пространство. Поэтому в

мировом сообществе высказываются требования формирования глобальной стратегии

образования человека (независимо от места и страны его проживания, типа и уровня

получения образования)

Образование ? это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных

ценностей.



Велика миссия образования в развитии у молодого поколения ответственного

отношения к культуре родного языка и языков международного общения. Этому

способствуют диалогические формы обучения. Диалог — это форма субъект-

субъектного познания окружающего мира. Он имеет особое значение на стадии

распознавания сущностного, эвристического и креативного в предлагаемой учебной

информации. Образовательная среда, сформированная в школе или вузе, влияет на

выбор правил общения и способов поведения человека в социальной группе. Данный

выбор определяет манеру общения и стиль поведения, которые в дальнейшем

проявятся в межличностных и деловых контактах взрослого человека.

Одновременно образование представляет собой процесс трансляции культурно-

оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм

общественной жизни. В связи с этим все отчетливее видна зависимость развитых

отдельных стран от уровня и качества образования, культуры и квалификации

граждан.

Духовное в человеке самопроявляется благодаря его «врастанию» в культуру.

Носителем культуры выступает семья, и первая осваивается в процессе обучения и

самообразования, воспитания и самовоспитания, профессиональной деятельности и

общения с окружающими людьми. Однако именно в процессе обучения воспитания

человек обретает социокультурные нормы, имеющие историческое значение для

развития цивилизации, общества и человека. Поэтому при определении целей и задач

образовательных систем уточняют социальный заказ. В свою очередь содержание

образования может быть ограничено стандартами peгиона, страны, всего мира,

которые учитывают характер взаимодействия человека с культурными ценностями,

меру и степень их присвоения и созидания.

2. Образование как практика социализации человека и преемственности поколений.

Образование проявляет себя как практика социализации человека и преемственности

поколений людей. В разных социально-политических условиях, (и в период реформ)

образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными

представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в

исторической традиции. Поэтому образование позволяет удерживать процесс

воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и одновременно

закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические

реалии, новые ориентиры общественного и культурного развития. Не случайно одной

из главных задач образования является подготовка молодого поколения к

самостоятельной жизни и формирование образа будущего. Перспектива будущего

открывается в ходе освоения различных форм жизнедеятельности человека (обучения,

труда, общения, профессиональной деятельности, досуга).

В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных

представлений, идеалов и бытия людей в целом именно образование выполняет

стабилизирующую функцию и способствует адаптации человека к новым жизненным

условиям.

В критические моменты истории необходимо обеспечить преемственность культурно-

образовательной традиции, сохраняя самобытность народа и сложившуюся систему

ценностей. Сохранение вышеозначенных составляющих способствует их интеграции в

системе мировых ценностей как элементов макро-социума. При этом традиция

выполняет определяющую функцию в процессах образования и воспитания нового

поколения.

Жизнь человека — это звено в цепи поколений. То есть человек живет в про-

странстве социально-культурной традиции, которая оказывает существенное вли-яние

на формирование его характера, стиля поведения, устремлений, ценностей и

интересов. В связи с этим отношения между традицией и новациями в сфере обра-

зования и воспитания человека воплощают взаимосвязь между образованием и

культурой народов в целом.

Система образования воплощает в себе состояние, тенденции и перспективы развития

общества, или воспроизводя и укрепляя сложившиеся в нем стереоти¬пы, или

совершенствуя его.

Социальная функция образования, с одной стороны, характеризуется как подготовка

поколения к самостоятельной жизни, а с другой стороны, закладывает основы

будущего общества и формирует образ человека в перспективе. Сущность подготовки

к самостоятельной жизни заключается:

• в формировании образа жизни, принятого в обществе;

• в освоении различных форм жизнедеятельности (образовательной, трудовой,

общественно-политической, профессиональной, культурно-досуговой, семейно-

бытовой);

• в развитии духовного потенциала человека для созидания и творчества.

Поэтому для каждой социально-экономической формации и культурно-исто-рического

этапа развития общества и государства характерна своя система обра-зования, а

для народа, нации — система воспитания. Однако в международных педагогических

системах существуют общие черты. Именно они закладывают ос-новы для процесса

интеграции в мировое образовательное пространство.

Какие культурно-образовательные традиции, сложившиеся в разных цивили-зациях,

известны и сегодня?

Например, рациональная логика обучения в школе и вузе исторически сложи¬лась в

европейской цивилизации.

В азиатской цивилизации конфуцианство сформировалось в качестве методо-логии

образования и воспитания человека.

В процессе истории воспитание складывалось на Руси как «воспитание миром».

Именно в России для воспитательного воздействия на человека часто использова¬ли

общественное мнение. Поэтому теория воспитания человека в коллективе и через

коллектив, созданная А. С. Макаренко, лишь подводила некоторый итог

су¬ществующей традиции.

3. Образование является механизмом формирования общественной и ду-ховной жизни

человека и отраслью массового духовного производства.

Образовательные и воспитательные учреждения концентрируют высшие об-разцы

социально-культурной деятельности человека определенной эпохи. Поэто-му

социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека

в обществе. Гуманистическая ценность образования заключается в воз-можности

развития познавательных и духовных потребностей человека. В целост¬ной системе

образования всех видов и уровней происходит накопление и разви¬тие

интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.

4. Образование как процесс трансляции культурно-оформленных образцов

человеческой деятельности.

В процессе обучения и воспитания человек осваивает социокультурные нормы,

имеющие культурно-историческое значение. В результате осваиваются нормы морали и

нравственного поведения человека в социальной группе и на производстве, в семье

и общественных местах, а также правила общения, межличностных и деловых

контактов. Не случайно смысл образования видят не только в трансляции

социального опыта во времени, но и в воспроизводстве устоявшихся форм

общественной жизни в пространстве культуры.

5. Образование как функция развития региональных систем и национальных традиций.

Специфика населения отдельных регионов обусловливает характер педагогических

задач. Молодежь включается в духовную жизнь города или села посредством

образования. В региональных образовательных системах учитываются образовательные

запросы разных социокультурных групп населения. Так, например, разработка

образовательного стандарта определяется спецификой региона страны.

Например, для школ Санкт-Петербурга в региональный компонент включена дисциплина

«История и культура Санкт-Петербурга», для школ Дагестана – «История и культура

народов Кавказа».

6. Образование является тем социальным институтом, через который передауются и

воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества.

Образовательные системы — это социальные институты, осуществляющие

целенаправленную подготовку молодого поколения к самостоятельной жизни в

современном обществе. В процессе постановки целей и задач для конкретных

образовательных систем необходимо уточнение социального заказа в рамках всей

системы образования страны. Например, в 1970-80-е годы перед отечественной

системой образования ставилась задача подготовки творческого, интеллектуал но и

духовно развитого человека, гражданина своей Родины и интернационалиста,

воспитанного в духе коммунистических идей и идеалов. В 1980-90-е годы приоритет

отдается подготовке предприимчивого и коммуникабельного человека, владеющего

иностранными языками. Если в первый период высокий социальный статус имели

физики, математики, инженеры, то сегодня социально значимы юристы экономисты и

бизнесмены, а также гуманитарии — филологи, переводчики, преподаватели

иностранных языков.

Образовательные учреждения — это социальные институты, развивающаяся сеть

которых в качестве системы дошкольного, школьного, среднего специального,

высшего и дополнительного образования приобретает государственный статус системы

образования в стране. В данном контексте образовательные учреждения включены в

социальную практику. Их социальная функция состоит в предоставлении

образовательных услуг населению страны. Осуществление социальной функции требует

прогнозирования и планирования развития образовании. Последнее становится

значимым компонентом в процессе формирования государственной образовательной

политики страны. Государственную норму того или иного типа образования

определяет государственный образовательный стандарт. Одним из главных

направлений такой политики является разработка государ¬ственных образовательных

стандартов для школы и вуза.

Государственные образовательные стандарты определяют обязательную учеб¬ную

программу каждой школы или вуза. Такой стандарт состоит из двух частей. Первая

часть — это набор обязательных для всех школ или вузов дисциплин, вто¬рая часть—

дисциплины по выбору. На уровне Российской Федерации первую часть называют

федеральным, а вторую — региональным компонентом. На уров¬не конкретного

учебного заведения первая часть — обязательные дисциплины учебного плана для

всех учащихся, вторая часть — предметы по выбору. Стан¬дарт включает

обязательный набор требований к подготовке выпускника школы или вуза.

7. Образование в качестве активного ускорителя культурных перемен и

преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.

Духовное начало в человеке самопроявляется благодаря его «врастанию» в

культурное наследие семьи и культурную традицию, которую он осваивает на

про¬тяжении всей жизни посредством процессов образования, воспитания и

профес¬сиональной деятельности. Образование ускоряет этот процесс в ходе

развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности. Этот

факт до¬казывается исследованиями и образовательной практикой. В образовательном

процессе педагоги создают условия и выбирают такие средства и технологии,

ко¬торые обеспечивают личностный рост обучающихся, развитие их субъектных

свойств и проявление индивидуальности. Каждая учебная дисциплина и опреде¬ленная

образовательная технология ориентированы на развитие данных качеств.





Резюме





Культура и образование остаются в центре внимания всего мирового сообщества. Они

выступают в качестве ведущих факторов общественного прогресса и разви-тия

цивилизации.

Взаимодействие культуры и образования может рассматриваться в разных ас-пектах:

• на уровне социума, в историческом контексте;

• на уровне конкретных социальных институтов, сферы или среды развития человека;

• на уровне учебных дисциплин.

Образование человека и образовательную систему рассматривают только в конкретном

социокультурном контексте, в связи с многогранностью их отно-шений.

Образование выполняет социокультурные функции:

• является способом социализации личности и преемственности поколений;

• средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники;

• ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и

индивидуальности;

• обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения ценностных

ориентаций и моральных принципов.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |