Антропологический поворот в гуманистической мысли эпохи Возрождения.
илософская антропология эпохи Возрождения формируется под влиянием зарождающихся
капиталистических отношении, научного знания и новой культуры, получившей
название гуманизм. Если религиозная философия Средневековья решала проблему
человека в мистическом плане, то философия эпохи Возрождения (Ренессанса) ставит
человека на земную основу и на этой почве пытается решить его проблемы. В
противопол
ожность учению об изначальной греховности человека она утверждает естественное
стремление его к добру, счастью и гармонии. Ей органически присущи гуманизм и
антропоцентризм. В философии этого периода Бог не отрицается полностью. Но,
несмотря на пантеизм, философы делают своим знамением не его, а человека. Вся
философия оказывается проникнута пафосом гуманизма, автономии человека, верой в
его безграничные возможности.
Как видим, в период Возрождения появляются попытки человека обратиться к
гармонии его с природой. Но здесь не стоит забывать и том, что внимание в
основном нацелено на создание внутренней гармонии человека под влиянием гармонии
природы, что представляет собой сложно «структурированную модель» гармонии
человека и природы, а значит здесь представлены более сложные взаимоотношения,
чем они виделись в Античности.
Не будет ошибкой утверждать, что философская мысль Ренессанса создала
предпосылки для появления европейской натурфилософии XVII века, дала мощный
толчок к развитию естественнонаучного знания, обусловила появление ряда
гениальных открытий, которые были совершены в Новое время.
Возвращение к античным традициям выражалось в формировании новой натурфилософии
(философии природы), как нерелигиозного, нетеологического, а светского
осмысления сути бытия природы и ее законов посредством философии. Поскольку еще
сохраняется традиционный взгляд на философию как "науку наук".
Натурфилософия Возрождения в понимании и истолковании сущности бытия природы и
мира опирается на естественно-научные и географические открытия того периода.
Особую роль сыграли открытия и естественно-научные теории Леонардо да Винчи, Дж.
Бруно, Николая Коперника в области астрономии и движения небесных тел.
Усиливается рационалистическое и вместе с тем доказательное, а не схоластическое
понимание законов Бытия мира как универсального Единства.
«Религиозная философская мысль Возрождения создает новую пантеистическую картину
мира, тяготеющую к отожествлению Бога и мира, к обожествлению природы и
человека. Одним из первых подошел к пантеизму Н.Кузанский» [ФСТ, С.91].
Так, Никола Кузанский выдвигает идею бесконечности не только Бога, но и природы,
Вселенной, поскольку Бог в ней незримо присутствует. Поэтому Бог – бесконечный
максимум, а природа хоть и ограниченный, но тоже максимум. А поскольку природа
состоит из отдельных предметов, конечных величин, то между бесконечностью и
конечностью нет пропасти, они стороны одной и той же сущности мира. Природе
присуща диалектика бесконечного и конечного, бесконечное состоит из конечного, а
конечное переходит в бесконечное. Это невольно приводит к выводу о вечности
самой природы и бесконечности отдельных вещей. Вечен не только Бог, но и Природа
как таковая. Придерживаясь точки зрения творения мира совершенным Богом,
Кузанский утверждает, что и природа совершенна и прекрасна, поскольку творец не
создает несовершенного.
В Возрожденческой идее, концепции человека как прекрасной и совершенной
индивидуальности, акцентируется внимание на два момента: Человек от природы не
только совершенное существо (как и сама природа), но и разумное существо,
определяющее его совершенство. Сам человек по своей природе не есть ни греховное
и ни порочное существо. Как природные существа люди равны друг перед другом,
каждый есть гармоничная и совершенная индивидуальность.
Как видим, многие мыслители того времени рассматривали понятие гармонии человека
и гармонии природы, однако не все из них видели эту гармонию в единстве. Однако
выдвигаются и точки зрения, которые уже можно определить как идея гармонии
природы и человека.
Так, придерживаясь принципа пантеизма, Бруно понимает природу как Бога в вещах.
А значит, если Бог присутствует везде и во всем, то можно предположить, что и
нигде. И раз мир предстает как рядоположенность различных существ от низших до
высших, то и человек един с миром природы, телесное и духовное связаны
непосредственным образом и между ними нет пропасти, а присутствует единство. А
раз так, то и человеческая жизнь осуществляется по естественным законам природы.
Однако гармония здесь выступает скорее не как взаимодействие человека и природы,
а как соотнесение целого и его части.
Наряду с эти философская мысль того времени подчеркивала, что человек - это
продукт окружающей природы, а не результат собственной деятельности.
Антропоцентризм оказался, таким образом, внутренне противоречивым
мировоззрением. Это дало повод Н.А.Бердяеву охарактеризовать это мировоззрение
как «ложный гуманизм», поскольку человек в эпоху Возрождения рассматривался
преимущественно как самодостаточный индивид, противостоящий всем другим людям и
миру (почти сверх-человек). Антропоцентризм Возрождения есть, по мнению
Бердяева, мировоззрение природного человека, стремящегося преодолеть рабскую
зависимость от сил внешнего мира, угнетенность этим миром.
В целом же для философской антропологии эпохи Возрождения характерно
противопоставление человека природе. И хотя природное начало в человеке
подчеркивается, он все же ставится выше природы, над ней Человек, с точки зрения
данной эпохи, красив, деятелен и свободен.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что проблема взаимоотношений
человека и природы в эпоху Возрождения характеризовалась некой
противоречивостью. Ведь человек здесь, с одной стороны, часть гармоничной
природы, с другой – внутренне гармоничен, но возвышается над природой.