шпаргалка

Влияние идей социального дарвинизма на проблематику и методологию

[ Назад ]

социальной антропологии.

Понятие «метод» в настоящем изложении используется в двух основных смыслах: 1)

как совокупность теоретических положений, позволяющих интерпретировать

эмпирические факты и определяющих направленность и способ изучения объекта

анализа; 2) как методика, техника конкретно-эмпирического исследования,

совокупность приемов, процедур непосредственного изучения выбранного аспекта

жизнедеятельности человека в условиях различных культур.

Совершенно новым аспектом культурной (социальной) антропологии стали регулярные

длительные эмпирические (полевые) исследования различных культур (Р. Хэддон в

1898-1899 гг., А. Рэдклиф-Браун в 1906-1908 гг., Б. Малиновский в 1914-1918 гг.

и др.). Об этой специфической особенности новой науки образно писал Э. Эванс-

Притчард: «Если раньше социоантрополог, как и историк, считал документы сырым

материалом своих исследований, то сейчас таким материалом стала сама социальная

жизнь»12. С течением времени исследовательский арсенал антропологов обогатился

разнообразными приемами получения информации (тесты, эксперименты, анкеты и т.

д.) и техникой ее фиксации.

Разнообразие приемов полевой работы дополнялось разнообразием направлений в

культурной (социальной) антропологии, каждое из которых представляло собой

особый способ (метод) интерпретации, упорядочения эмпирических исследований.

Направления в культурной (социальной) антропологии отличались друг от друга

специфической совокупностью теоретических положений и исходных принципов,

имеющих приоритетное значение при выборе аспекта познания культур и способов его

осуществления. Основные направления в культурной (социальной) антропологии,

которые сформировались в конце XIX - первой трети XX в., это - эволюционизм,

биологическое направление, диффузионизм, функционализм, структурализм,

психологическая ориентация в культурной антропологии, имеющая сложную структуру

исследований.

Наряду с направлениями, определявшими теоретический метод исследования в

изучении культур, явно выражены две общеметодологические (общефилософские,

познавательные) тенденции. Первая связана с позитивистским видением задач науки

в целом и пониманием «наук о культуре» в частности. Наиболее последовательно

такую позицию выразил О. Конт (1798-1857). Основные положения этой вульгарно-

материалистической доктрины состоят в следующем. Цель науки - некое

положительное, или позитивное, знание, которое представляет собой количественный

аспект эмпирически наблюдаемой действительности. Важнейшая задача науки -

сведение сложного к простому (принцип редукционизма). Совокупность научных

знаний представляет собой сумму примеров (фактов, наблюдений и т. д.), которые

ученый должен объяснить, интерпретировать, придавая им определенные структуру и

классификацию. Метод познания должен быть единым для всех наук - естественных

(«о природе») и социальных («о культуре»).

В положительном состоянии «человеческий дух отказывается от исследования

происхождения и назначения существующего мира и от познания внутренних причин

явлений и стремится, правильно комбинируя рассуждение и наблюдение, к познанию

действительных законов явлений, т. е. их неизменных отношений подобия и

последовательности»14. Таким образом, задача исследования и научного объяснения

не отыскание внутренних причин (ненаблюдаемой сущности), а «сведение фактов к

наименьшему числу законов» (эмпирического свойства). Критерием же отбора и

классификации фактов, касающихся анализа общества (культуры), должна быть

биологическая теория человеческой природы. Социология, писал Конт, должна брать

из истории только те факты, которые способны обнаружить законы общежития в

соответствии с принципами биологической теории человека15. Обратим особое

внимание на требование к отысканию в процессе познания «неизменных отношений

подобия и последовательности» как действительных законов. По отношению к

конкретному исследованию какого-либо вопроса это означает классификацию объектов

анализа в соответствии с какими-либо внешне проявляемыми качествами в

количественном аспекте (например, по отношению к людям - это разделение всех по

росту, весу и другим качествам). Отношение же подобия есть эквивалентность формы

изучаемых объектов. Соответственно предмет исследования - это объект подобной

формы, отличающийся количественными показателями. Поэтому позитивный результат

науки должен сводиться к измерению (постранственно-временной определенности

любого явления, знаний, умений, достижений, интеллекта, желаний, религиозной

веры).

Появление и распространение в середине XIX в. позитивизма Конта закономерно и

объяснимо. Позитивный метод при всех его недостатках противостоял туманному

теологическому метафизическому способу познания, оторванному от реальности и

опытного знания. Способ упорядочивания опытного и экспериментального знаний,

определенная строгость и стремление к единообразной исследовательской процедуре

- все это отвечало потребностям нарождавшихся наук. Но уже тогда были отчетливо

видны основные недостатки методологии Конта - явное или неявное отрицание

теории, сведение познания нередко к поверхностному количественному анализу,

резко отрицательное отношение к историческому и психологическому способам

объяснения. Впоследствии подход Конта был еще более упрощен и научное познание

сведено к толкованию эмпирических фрагментов действительности или просто к сумме

примеров «положительного» знания, для пущей важности обрамленных математическими

формулами и статистическими таблицами.

В 1920-1930-х годах XX в. неопозитивисты предприняли попытку построить «единую

строгую науку» (формализованную), базовые положения которой были бы доступны

непосредственной проверке (подтверждению, верификации) опытом, реальностью. Эта

концепция потерпела крах прежде всего из-за невозможности непротиворечивым

способом формализовать даже арифметику.

Поскольку, с точки зрения позитивизма, невозможно познать ряд феноменов,

существующих в человеческом обществе, особенности духовной культуры, проблема

ценностей в культурах и другие аспекты гуманитарного знания были объявлены

предметом веры, а не строгой науки. Таким образом, огромная часть человекозна-

ния осталась за бортом научного (неопозитивистского) исследования. К сожалению,

до сих пор многие научные дисциплины используют позитивистскую методологию XIX -

начала XX в. Например, в России позиции этого подхода очень сильны в психологии,

а в США - в этносоциологии и политической социологии. Показательным примером в

этом отношении является статья Д.Д. Лейтина «Теория (! - А. Б.) политической

идентичности», в которой в основном обсуждаются конкретные примеры из

современной действительности и художественных произведений. Например,

исследуется, кем ощущал себя (в аспекте идентичности) обойщик Л'Еро из романа Г.

Флобера «Мадам Бовари», рожденный в Гаскони, а выросший в Нормандии.

Наиболее значительное влияние на развитие культурной антропологии оказал один из

наиболее ярких представителей «философии жизни» В. Дильтей (1833-1911)18. Он

совершил радикальный переворот в содержательном обосновании качественного

своеобразия «наук о культуре». «Природу мы объясняем, а духовную жизнь понимаем»

- вот суть подхода Дильтея.

Важнейшим в концепции Дильтея является стремление связать внутренние переживания

человека с внешними проявлениями культуры, показать взаимодействие личностного

мира и макрокосмоса объективированных сущностей (культуры). Его «союзниками» в

анализе этой проблемы являлись Гегель и Вундт. Познать особенности

этнокультурной психологии возможно, используя логическую схему Гегеля

взаимодействия идей и деятельности («опредмечивание» - «распредмечивание»). «В

языке, мифах, в религиозных обычаях, нравах, праве и внешней организации, -

писал Дильтей, - выявляются такие результаты работы общего духа, в которых

человеческое сознание, выражаясь языком Гегеля, объективировалось и может быть

подвергнуто расчленению».

С точки зрения Дильтея, познание культур, в том числе и в историческом плане,

предполагает многоуровневый анализ, включающий и исследование эмоционально-

субъективного фактора в жизнедеятельности людей. Более того, реальное

историческое познание включает переживание ценностей той или иной культуры, на

основе чего возможно понимание последней. Согласно Диль-тею, «мы оживляем это

воспроизведение исторического мира любовью и ненавистью, всей игрой наших

аффектов». Тезис о необходимости сопереживания, внутреннего понимания культур в

не меньшей степени относится к познанию образа жизни, отличного от западного.

Наиболее рьяным сторонником Дильтея в культурной антропологии США был А. Крёбер.

Он выдвинул в качестве основополагающего положение о «вживаемости» в «иное»

этнокультурное окружение. Впоследствии в культурной антропологии получили

распространение идеи о внутреннем и внешнем познании (этный и эмный подходы) и

т. д.

Но самое главное здесь не гносеологические особенности развития познания культур

в XX в., а то, что метод включенного наблюдения, специфический для антропологов,

как раз предполагает вживание, сопереживание чувств (радости, печали)

этнокультурной общности, являющейся предметом анализа. Успех антрополога

(особенно в первой половине XX в.) зависел не просто от внимательного отношения

к изучаемому объекту, симпатии к тому или иному народу, а от полного понимания,

вплоть до эмпатического слияния. Именно благодаря такому подходу мы можем

восхищаться классическими трудами антропологов, поражаясь глубине проникновения

в смысл другой культуры. Читая труды антропологов (будь то повествование А.

Рэдклифф-Брауна о жизни людей на Андаманских островах, Б. Малиновского - на

Тробрианских или М. Мид - на островах Полинезии), мы переносимся в мир иной

культуры, погружаемся в таинственный мир мистических верований.

Труды этих ученых стали эталоном для последующих поколений антропологов.

Несмотря на существенные отличия в общетеоретическом методе, все они выдвигали

идею о непреходящей ценности - разнообразии культур, уважении к ценностям других

народов. Идеи Дильтея наиболее полно выразили «дух культурной антропологии»,

состоящий в стремлении понять и сохранить ценности «других» культур. Особое

значение ряд положений Дильтея имеет для целостного (интегративного,

«холокультурно-го»), а не фрагментарно-эмпирического познания культур, как

существующих ныне, так и функционировавших в предшествующие эпохи. «В камне,

мраморе, музыкальных звуках, в жестах, словах, почерке, поступках, в

хозяйственном порядке и настроениях, - отмечал Дильтей, - взывает к нам

человеческий дух и требует истолкования».

Говоря о творчестве Дильтея, хотелось бы подчеркнуть фундаментальное значение

общеметодологических установок для культурной антропологии и присоединиться к

оценке вклада этого немецкого ученого в теорию исторического познания, сделанной

И.С. Коном. «Дильтеевская теория понимания, - отмечает Кон, - одна из первых

попыток теоретически осмыслить проблему расшифровки значения и смысла (в отличие

от внешней структурной детерминации) социально-исторической деятельности и ее

объективаций. <...> Идея историчности социальной жизни означала в противовес

абстрактным эволюционистским схемам методологическую установку на разработку

конкретно-исторических типов, призванных выражать специфику соответствующих

эпох».

Безусловно, концепция Дильтея не идеальна, не свободна от противоречий,

связанных с излишним субъективизмом и преувеличенным значением весьма

неопределенного понятия «жизнь». Но большинство вопросов, связанных с познанием

культур, которые сформулировал Дильтей, актуальны и во многом дискуссионны и в

настоящее время. Можно с уверенностью утверждать, что историческое развитие

науки подтвердило продуктивность и обоснованность его точки зрения.

Итак: 1) «науки о культуре», по мнению Дильтея, нуждаются в специфических

методах познания в отличие от естественных наук, поскольку в человеческом

обществе действуют качественно иные закономерности, нежели в природе. Законы,

описывающие движения физических тел в пространстве, бессильны объяснить

траекторию и причины движения сознательного субъекта в культуре;

2) Дильтей отстаивал недостаточность «объяснения», которое должно быть дополнено

«пониманием». Прежде всего это касалось жизнедеятельности других культур;

3) ученый резко критиковал вульгарный позитивизм, ориентированный на

«положительные» эмпирические исследования абстрактно рационалистического толка

(типа измерения интеллекта в процентах) без «понимания» и «переживания»;

4) Дильтей выступал против абсолютизации рационализма (особенно эмпирического

толка), поскольку последний неспособен выразить полноту историко-культурных

ситуаций, отразить субъективный аспект истории.

В. Дильтей был представителем течения «философия жизни» (к нему принадлежали

также Ф. Ницше, Г. Зиммель, О. Шпенглер), основная направленность которого

состояла в требовании дополнить разум как орудие философствования полнотой

переживаний жизни. Собственно говоря, в этом направлении был поставлен важнейший

вопрос о соотношении структурно-логического и экзистенциально-теоретического

аспектов познаний культур. Вся история развития культурной (социальной)

антропологии в XX в. дала интересные варианты решений этой проблемы.

В заключение анализа второй общефилософской ориентации, существующей в

культурной (социальной) антропологии, приведем оценку, данную «философии жизни»

немецким историком середины XX в. Ф. Хайнеманом: «Философия жизни покоится на

протесте жизни против преувеличенной роли исчисляющего рассудка в современном

обществе, на протесте души против машины и вызванных ею овеществления,

технификации и обездушивания человека».

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |