Влияние структурализма на методологию антропологии.
Структурализм – философское течение, зародившееся в языкознании, в центре
которых находится проблема структуры языка и текста как замкну-тых
самодостаточных систем. В середине 20 века структурализм был синте-зирован с
культурной антропологией (К. Леви-Стросс интерпретировал со-циальные отношения в
примитивных обществах с точки зрения символиче-ского “языка”) и психоанализом
(Ж. Лакан отождествил структуру бессозна-тельного со структурой языка). История
с точки зрения структурализма – это система отношений к различным явлениям;
целостное восприятие исто-рии как единого процесса здесь заменяется
представлением о “разобщенно-сти” различных ее уровней – например, истории как
действительности и ис-тории как рассказа (А.Ж. Греймас, Р. Барт). В результате
утверждается представление об истории как о литературном жанре, в центре
внимания оказывается структура построения сюжета (Х. Уайт). Концентрация иссле-
довательского внимания на структурных объектах привела к отрицанию роли субъекта
в культуре (Ж. Лакан, Р. Барт) и обществе (Р. Альтюссер). В нач. 1970-х гг.
структуралистское литературоведение переключаются на изучение внеструктурных
элементов текстов и проблемы их интерпретации (Ж. Деррида, Ю. Кристева, У. Эко).
Структурная антропология К.Леви-Стросса.
Примером универсалистского подхода в этнопсихологии могут служить взгляды
французского мыслителя, создателя школы этно¬логического структурализма К. Леви-
Строса. У народов, которые Леви-Строс изучал, его в первую очередь интересовали
не особен¬ные и экзотические, а общечеловеческие черты. Всегда за внеш¬ними
различиями он искал внутренние универсальные структуры, которые лежат в основе
любого явления культуры, в том числе универсальные структуры человеческого
мышления.
Универсальной человеческой потребностью Леви-Строс считает «жажду объективного
познания». Он приводит множество ярких примеров того, что в любом обществе мир
является объектом мысли, по меньшей мере, настолько же, насколько и средством
удовлетворения потребностей.
Леви-Строс выделяет еще одну функцию мышления на любых этапах истории
человечества, отражающую его общее свойство -требование порядка и состоящую в
категоризации и классификации мира с помощью бинарных оппозиций жизнь-смерть,
небо-земля, день-ночь, животное-человек и т. п.
Хотя Леви-Строс по сути сводит мышление человека к одному аспекту -
категоризации, в современной психологии признаются его заслуги, поскольку он
стремится за бесконечно разнообразны¬ми явлениями внешне абсолютно различных
культур обнаружить универсальные операции человеческого ума.