Постмодернизм как одна из парадигм современной социальной
Одной из характерных черт современного научного мировоз¬зрения является сомнение
в возможности построения общей уни¬версальной антропологической теории, с
помощью которой можно объяснить все многообразие человеческих проявлений. Кроме
того, стало совершенно понятно, что известные теоретические эт¬нокультурные
построения далеко не изоморфны (однозначно соответствующих) описываемой ими
реальности, они являются только ее моделями и инструментами познания. Поэтому в
современной этнологии не ставится задача описать существование и движение
человечества в целом в глобальном масштабе и исчерпывающим образом понять путь
его становления от момента зарождения до сегодняшнего дня. Сейчас очевидно, что
при изучении и локаль¬ных, и глобальных процессов происходит исследовательский
от¬бор, в соответствии с которым изучаются не все процессы, а лишь наиболее
значимые с точки зрения репрезентативности для эт¬носа и его культуры. Поэтому
современная познавательная ситуа¬ция характеризуется проблемной
ориентированностью, т.е. науч¬ные исследования концентрируются вокруг социально
значимых проблем, а для их решения используются наборы уже существую¬щих теорий
или, если, необходимо, разрабатываются новые кон¬цептуальные модели.
Такая идеология проведения социокультурных исследований по¬лучила в науке
название «постмодерн». Здесь приоритет отдаетсянепосредственному восприятию
перед рациональным конструиро¬ванием, переименованию перед законченной
логической схемой. Многообразие ощущений и переживаний образует одну из основных
черт постмодерна — его плюрализм. Плюрализм постмодерна осно¬вывается также на
осознаниимножественности сосуществующих и неустранимых этнокультурных
идентичностей и самоидентифика¬ции людей. При этом важно то, что постмодерн
исходит из призна¬ния множества принципов и форм самоорганизации этнокультур¬ной
жизни. Поэтому постмодернизм следует рассматривать как пос¬ледовательную
доминанту, которая исходит из присутствия и сосу¬ществования в мире совершенно
различных этнокультурных реаль¬ностей.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что в задачи этнологии, связанной
с идеологией постмодерна, входит изучение внутриэтнических имежэтнических
процессов, порождающих эт¬нокультурные отношения. Соответственно акцент
смещается на те ранее не замеченные, но существенные свойства человека, которые
обусловливают его отношения с окружением. Речь идет о тех неотрефлексированных
механизмах, которые определяют содержание этнических культур в повседневных
контактах людей, сохраняют устойчивость в динамичной жизненной среде и которые
сегодня являются основным предметом исследования в рамках постмодер¬нистской
этнологии.