Исторические типы обществ: проблема классификации.
в ряду других народов. Сразу оговорюсь – в данном случае речь идет не о какой-то
исключительности или богоизбранности. Нет, признание особого места русского
народа в истории человечества – это только констатация общеизвестного.
И в этом небольшом очерке я остановлюсь всего лишь на нескольких моментах,
подчеркивающих и иллюстрирующих сказанное выше.
Россия находилась, да и находится до сих пор, на стыке двух великих цивилизаций,
образно называемых Востоком и Западом. Но никогда русское общество не было ни
только западным, ни только восточным. Конечно, Россия воспринимала, и, надо
сказать, чутко воспринимала, влияние и той и другой стороны.
Недаром историки, изучающие прошлое нашей Родины, постоянно сравнивают Россию то
с европейскими странами, то с восточными державами. И в обоих случаях находят
какие-то общие черты. Однако Россия всегда имела собственную, отличную от других
народов историческую судьбу. И эта судьба, в свою очередь, значительно влияла на
судьбы и западных, и восточных соседей.
Это влияние сказывалось, прежде всего, в том, что на протяжении своей
многовековой истории Россия служила одним из важнейших мостов, одним из главных
передаточных звеньев между западной и восточной цивилизациями. Дело даже не в
торговых контактах, которые происходили на территории России между Западом и
Востоком. Главное – в столкновении двух разных культур, двух разных
миропониманий. И Россия выступала перед лицом Запада представителем культуры
Востока, а перед Востоком – представителем культуры Запада.
Помимо этого, Россия была не только мостом, но и барьером, разделяющим Восток и
Запад и предохраняющим их от гибельного столкновения друг с другом. Так, именно
Россия поглотила великое нашествие Востока на Запад в виде татаро-монгольских
орд, а затем два столетия противостояла турецкой империи. А с другой стороны,
Россия остановила католическую экспансию Запада на Восток и не дала развернуться
крестовым походам по всему Евразийскому континенту.
Русский народ, в современном своем виде, формировался на протяжении нескольких
столетий на базе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию
Восточной Европы.
По своим обычаям, по своей хозяйственной жизни, по духовному складу славяне
отличались от их соседних с ними племен Западной Европы, и от народов Востока.
Так, рано возникшая и гораздо более долго, по сравнению с Западом,
существовавшая у славян территориальная община, определила восприимчивость
славянских народов к внешнему влиянию (когда представители иных племен,
“чужаки”, могли спокойно селиться в славянских общинах).
В то же время славяне, чисто внешне принимая “чужие” обычаи и порядки, внутренне
сохраняли своеобразие и со временем перерабатывали все чужеземное на свой лад,
делая все это славянским.
Самый простой пример связан с именем самого русского народа. Дело в том, что
слово “русский” – вовсе не славянского происхождения. Это название одного из
народов, живших рядом со славянами и ставших у них княжеским родом.
Но “русы”, хотя и были правящим родом среди славян, в конце концов, были теми,
же славянами ассимилированы, т.е. поглощены. И, оставив славянам свое имя,
“русы” растворились в историческом небытии.
В процессе же формирования русского народа приняло участие большое количество
различных, в том числе и неславянских народов, но славянский компонент всегда
оставался главенствующим, цементирующим соединение вроде бы несоединимого.
Все это свидетельствует о поражающей жизнеспособности славянских народов,
которая и определила своеобразие славянского мировоззрения – гораздо более
оптимистического, чем на Западе и на Востоке; гораздо более восприимчивого к
влияниям и в то же время способного переосмыслить и своеобычно усвоить любое из
них.
Отличие России от Запада и от Востока выражалось и в том, что на Руси издревле
сложилась своеобразная форма христианства, впоследствии получившая наименование
православия. Связано это было в первую очередь со своеобразием славянского
мировоззрения.
Христианство ведь внедрялось на Руси не на пустом месте – у славян к тому
времени существовала развитая система языческих верований.
И получилось так, что христианство на Руси довольно долгий исторический период
уживалось с язычеством. В домонгольское время вообще сложилось двоеверие, когда
за язычеством и христианством сохранялись самостоятельные, достаточно
обособленные сферы. Так, сохранялось основное содержание язычества –
обожествление природы, и на эту область христианство, по существу, не
распространялось.
Конечно, христианская церковь боролась с остатками язычества, но и
приспосабливалась к нему, как, например, приспосабливала чисто христианские
праздники к языческим. И некоторые языческие обряды в народе отправляли на
протяжении веков, а отдельные из них дожили и до наших дней.
Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют свыше 100
больших и малых народов, различных по происхождению, языку, культуре,
особенностям быта, но тесно связанных общностью исторических судеб. 22 народа,
насчитывающие более 1 млн. человек каждый, образуют 96,3% всего населения
страны. Еще 30 народов численностью от 100 тыс. до 1 млн. Человек каждый
составляют вместе 3,4% всего населения.
Таким образом, на долю остальных нескольких десятков народов приходится только
0,4% населения страны.
Этнический состав населения страны непрерывно меняется, о чем свидетельствуют
данные о числе народов России, зафиксированные при переписях населения. При
проведении переписи 1926 г. было выявлено 194 этнических единиц, во время
переписи 1959 г. – только 109, переписи 1970 г. – 104 народа. В переписи
населения 1979 г. выделены те же народы, что и в 1970 г., но в первой публикации
приведены данные по 101 народу (в графу “другие национальности” включены данные
о наиболее мелких народах, а также народах, живущих в основном за пределами
России) . За прошедший более чем тридцатилетний период в России бурно шли
процессы этнической консолидации – слияние близкородственных территориальных,
племенных и других групп людей в крупные народности и нации.
Особенно интенсивно протекали эти процессы в прежде отсталых в социальном и
экономическом отношении районах Средней Азии, Казахстана и Сибири. Да и многие
давно сформировавшиеся народы нашей страны стали монолитнее, обособленность их
отдельных групп уменьшилась или вообще исчезла. Например, некоторые группы
казаков, камчадалы и ряд других этнографических групп к моменту установления
Советской власти зачастую еще не осознавали себя частями русского народа и
существенно отличались по диалекту, культуре и быту от основной массы русских.
Теперь их лишь с большим трудом можно выделить даже в качестве этнографических
групп. Быстро стираются также различия между бойками, лемками, гуцулами и
остальными украинцами; латгальцами и собственно латышами. Мишари, кряшены и
нагайбаки, выделенные переписью 1926 г. в качестве самостоятельных народов,
слились с татарами, мегрелы, сваны и лазы – с грузинами; кыпчаки, тюрки и
кураминцы растворились среди узбекского народа; около 20 малочисленных этносов
Алтае-Саянского нагорья объединились в два более крупных народа – алтайцев и
хакасов. Таким путем характерные для нашей страны процессы этнической
консолидации привели к сокращению общего числа народов.
Русские (в XIX – начале XX в. Употреблялось также название великорусы, или
великороссы) – крупнейший народ России, образующий более 85% населения страны.
Они расселены по всей стране – от берегов Баренцева, Белого и других морей
Северного Ледовитого океана до побережья Черного и Каспийского морей; на западе
русские поселения выходят к балтийскому морю, на востоке – к побережью Тихого
океана. В районах своего исконного расселения (большинство областей европейской
части России) они составляют свыше 95% всего населения.
Русский народ на протяжении многих веков составлял основное ядро
многонационального Русского государства. Он всегда играл ведущую роль в
экономике и общественно- политической и культурной жизни страны. Высокоразвитая
русская культура оказала большое влияние на культуру других народов страны,
русские помогли ранее отсталым народам поднять свой материальный и культурный
уровень. Русский язык стал вторым языком для многих народов России.
По своему происхождению русские связаны с восточнославянскими племенами, которые
во второй половине I тысячелетия н.э. занимали нынешнюю территорию европейской
части России; в их формировании принял участие и ряд неславянских народов этого
региона. В IX в. в Восточной Европе сложилось Древнерусское государство
(Киевская Русь) ; в IX –XIII вв. из многочисленных славянских племен сложилась
единая древнерусская народность, на основе которой после распада Древнерусского
государства (начало XII в.) начали формироваться три родственных народности –
русская, украинская и белорусская.
Русская народность складывалась в XIV – XV вв. в области Великого Новгорода и
Волго – Окского междуречья в процессе ожесточенной борьбы против татаро-
монгольского ига. С начала XIV в. Происходит постепенное возвышение Москвы и
сплочение вокруг нее население северо-востока и севера Руси. С образованием
Русского единого государства происходит непрерывное расширение этнической
территории русских за счет слабозаселенных восточных, северных и южных районов.
Особенно значительно расширились границы Русского государства в XVI – XVII вв.,
когда русские начали заселять Нижнее Поволжье, Урал, Северный Кавказ и Сибирь. В
XVIII – XIX вв. расширение границ России сопровождалось расселением русских в
Прибалтике, Причерноморье, Закавказье, Средней Азии, Казахстане и на Дальнем
Востоке. Русские вступали в тесный контакт с жившими здесь народами, оказывали
на них большое влияние и в хозяйственном, и в культурном отношении, в то же
время воспринимая достижения культуры и хозяйственные навыки местных этносов. С
зарождением и развитием капиталистических отношений русская народность
консолидируется в буржуазную нацию (XVII – середина XIX в.) .
У русских, расселившихся на огромной территории, в результате многовекового
исторического развития и взаимодействия с другими народами к середине XIX в.
сложился ряд этнографических групп. Наиболее крупные из них – северные и южные
великорусы, различающиеся по некоторым особенностям языка (окающие и акающие
говоры), культуры и быта. Промежуточное положение между ними занимает
средневеликорусская группа, населяющая центральные районы России – часть Волго –
Окского междуречья (с Москвой) и Поволжья.
Во многих районах страны сохранились более мелкие группы, отличающиеся известной
культурно- бытовой спецификой: поморы побережья Белого и Баренцева морей;
пустозеры и устьцилемы в низовьях Печоры; кержаки в лесной полосе Среднего
Урала; мещера на севере Рязанской области; полехи в Калужско-Брянско-Орловском
Полесье; старожильческое население Сибири и Севера (колымчане, русскоустьинцы,
марковцы, камчадалы и др.), воспринявшие многие черты окружающих народов;
старообрядческие группы – “поляки” (на Алтае) , семейские (в Забайкалье) . К
этнографическим группам можно отнести и различные группы казаков, сложившихся
как военное сословие в XV – XVII вв. в бассейнах рек Дон, Кубань, Терек, Урал, а
также в Сибири.
Неславянские народы России занимают преимущественно ее периферийные территории:
Среднее Поволжье, часть северных областей, Прикамье и юго-западную часть страны.
Большинство этих народов является соседям восточных славян и благодаря
многовековому культурному общению сблизилось с ними по своему хозяйственному и
культурно-бытовому укладу.
Татары – крупнейший после русских народ в России. Этноним “татары” впервые
появился в VI – IX вв. среди монгольских племен, обитавших к юго-востоку от
Байкала.
В XIII – XIV вв. после татаро-монгольских нашествий это название было
распространено на некоторые народы, входившие в состав Золотой Орды. В XV – XVI
вв., в период существования татарских феодальных ханств (Казанского,
Астраханского, Сибирского и др.), происходило формирование отдельных групп татар
– Среднего Поволжья и Приуралья (казанские татары и мишари), Нижнего Поволжья
(астраханские татары), Сибири и др. В XVI – XIX вв.
Татарами называли многие тюркоязычные народы, жившие на окраинах России
(азербайджанцы, некоторые народы Поволжья, Северного Кавказа, Средней Азии и
Сибири) . Казанские татары – наиболее многочисленные и развитые в социально-
экономическом отношении к концу XIX в. Сложились в буржуазную нацию.
Украинцы – третий по численности народ в России. Украинцы, также как русские и
белорусы, выделились из единой древнерусской народности, образовавшейся из
родственных восточнославянских племен. Как самостоятельная этническая общность
украинская народность окончательно сложилась к XVI в.
Центром формирования этой народности было Поднепровье –Киевщина, Полтавщина и юг
Черниговщины. Консолидация и упрочение украинского этноса происходили в борьбе с
польско-литовскими и венгерскими феодалами, а также турецко-татарскими
захватчиками. С XVII в. Украинская народность начала постепенно
трансформироваться в буржуазную нацию; этот процесс усилился после воссоединения
Левобережной Украины с Россией в 1654 г. И особенно после вхождения в 90-х годах
XVIII в. В состав России Правобережной Украины. Он завершился во второй половине
XIX в. после отмены крепостного права.
Среди западных украинцев до сих пор выделяются сохраняющие некоторые культурно-
бытовые особенности этнографические группы лемков, бойков, или верховинцев, и
гуцулов. В Полесье некоторое своеобразие продолжают сохранять литвины и
полещуки. Чуваши (самоназвание – чаваш) – четвертый по численности народ в
России.
Чувашский этнос сложился в последней четверти I тысячелетия н.э. в лесостепных
районах правобережья Волги в результате смешения тюркоязычных волжско-камских
болгар с местными финно-угорскими племенами.
Разгром Волжско-Камской Болгарии татаро-монголами в XIII – XIV вв. Вызвал
переселение болгар-суваров на правобережье Волги, что еще более ускорило процесс
тюркизации местных племен.
Во второй четверти XV в. чувашские земли были включены в Казанское ханство.
Присоединение Чувашии к русскому государству в 1551 г. способствовало дальнейшей
этнической консолидации чувашской народности.
По диалектным и некоторым культурным особенностям чуваши делятся на две
этнографические группы: верховых, или вирьял (северо-западная Чувашия) и
низовых, или анатри (северо-восточная и северная Чувашия).