шпаргалка

Проблема смысла и логики истории: формационный и цивилизационный

[ Назад ]
подходы.

Термин «философия истории» был введен Вольтером. Ее задача – не изложение



исторических событий, а истолкование исторического процесса в целом. Философия



истории рассматривает проблемы внутренней логики и закономерностей исторического



процесса, проблемы детерминизма и периодизации истории, проблемы смысла и цели



истории, вопрос о культуре и цивилизации, о социальном прогрессе, о единстве и



многообразии исторического процесса.



Исследуя проблему движущих сил исторического процесса, основатели исторического



материализма выделили материальное производство в качестве главной детерминанты



исторического развития. Для характеристики этапов развития общества в



историческом материализме была разработана категория общественно-экономической



формации. Всемирная история подразделяется на периоды в соответствии с «формами



собственности», которые выделяются по критерию разделения труда. Соответственно



выделялись племенная, античная и феодальные формы собственности.



Основу общественно-экономической формации составляет способ производства –



исторически конкретное единство производительных сил и производственных



отношений. Если общественно-экономическую формацию рассматривать как систему



общественных отношений, то производственные отношения составляют базис, а



политические, идеологические и юридические отношения – надстройку, зависящую и



определяемую базисом. Процесс исторического развития представляется в



историческом материализме как последовательная смена общественно-экономических



формаций.



Цивилизационный подход к периодизации исторического процесса направлен против



взгляда на историю как на единый мировой процесс. По Шпенглеру: культуры



умирают, так же как и живые организмы, уступая свое место другим. Он называет



цивилизацией ту стадию развития культуры, когда она начинает клониться к закату,



постепенно умирать.



Тойнби выделяет 21 цивилизацию. Каждая из них проходит четыре стадии развития:



возникновение, рост, надлом, разложение. Цивилизации возникают как ответ на



вызов. Если примитивное общество находит в себе силы адекватно ответить на вызов



сурового климата, внешней угрозы и других исключительных обстоятельств, оно



породит цивилизацию. Творческие личности, а не технические достижения, являются



качественной характеристикой цивилизации. Основные причины надлома цивилизации



Тойнби усматривает во внутренних, а не во внешних факторах. В роли связующих



принципов, обеспечивающих общую направленность мировой истории, в концепции



Тойнби выступают мировые религии.





КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |