шпаргалка

Социокультурная структура общества: понятие ядра культуры, защитного

[ Назад ]
пояса и субкультур

В новое время и классической философии социокультурное осознавалось лишь как

следствие исторического развития общества, как его продукт. Человек выступает

как творец культурного мира, но не как его продукт и результат самой культуры.

Концу XX века активная роль культуры начинает все более фиксироваться

общественным сознанием и привлекает к себе внимание специалистов различных

отраслей социально-гуманитарного знания. Человеческая история отличается от

биологических процессов тем, что она рефлексивна, и человек (как общественный

субъект) способен делать свою историю, самого себя предметом своей

воспроизводственной деятельности, содержанием культуры, своего действия,

предметом своей озабоченности, своей критики.

Культура и социальные отношения - два аспекта воспроизводственной человеческой

деятельности, при этом в обществе постоянно возникают противоречия между

социальными отношениями и культурой, т.е. социокультурные противоречия.

Социокультурное противоречие обнаруживается в появлении культурных программ,

которые смещают воспроизводственную деятельность таким образом, что в результате

разрушаются, становятся нефункциональными жизненно важные социальные отношения.

Это противоречие проявляется в конфликтах между исторически сложившимися

программами и инновациями, которые их изменяют, между сложившимися и новыми

социальными отношениями, что в конечном итоге обусловливается противоречиями

внутри воспроизводственной деятельности, которая направлена на преодоление

социокультурного противостояния, на удержание этого противоречия в определенных

пределах.

Субкультура понятие в социологии, антропологии и культурологии — обозначающий

часть культуры общества, отличающейся своим поведением (положительным или

отрицательным) от преобладающего большинства, а также социальные группы

носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры

собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими

аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной,

демографической, профессиональной, географической и других основах. В частности,

субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от

языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры. В

1950 году американский социолог Дэвид Риcмен в своих исследованиях вывел понятие

субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности,

предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия

субкультуры провёл британский социолог Дик Хэбдидж своей книге «Субкультура:

значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами,

которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.



Cоциокультурной концепцией можно считать концепцию «культурного ядра»,

разработанную в трудах А.И. Ракитова, по мнению которого любую культуру следует

рассматривать как двухкомпонентную структуру – «ядро культуры» и «защитный

пояс». При этом ядро культуры концентрирует в себе нормы, стандарты, эталоны и

правила деятельности, а также систему ценностей, выработанных в реальной истории

данного этнического профессионального или религиозно-культурного целого. Эти

специфические стандарты связаны с судьбой сообщества, его победами и

поражениями, реальными условиями, в которых оно формировалось, спецификой

окружающей природной среды, национальными привычками и теми цивилизационными

условиями, в которых изначально формировалось это ядро. Структурами, в которых

реализуется ядро культуры является фольклор, мифология, национальные и

социальные обычаи, привычки, правила бытового поведения, традиции, обряды,

основные языковые структуры. Для сохранения ядра культуры в процессе

исторического развития возникает особый культурный защитный пояс, который

выполняет функцию фильтрующего механизма, пропускающего информацию, идущую из

ядра во все структурные узлы социального механизма, но при этом активно

поглощающего информацию, поступающую в социум от других культур.

«Защитный пояс» — это своеобразный фильтр, который пропускает информацию из ядра

во все структуры социального организма и в то же время адаптирует, псребатывает

или поглощает, гасит, не допускает до «ядра» инлюомацию из других культур. Он

гораздо более изменчив и гораздо менее устойчив, чем «ядро». Это позволяет

культуре конкретного сообшества, с одной стороны, сохранять свою сущность а с

другой — дает ей возможность взаимодействовать с другими культурами, с иными

этноисторическими субъектами. «Защитный пояс» обусловливает возникновение и

существова¬ние так называемой «притворяющейся культуры», которая внешне выглядит

как изменившаяся, хотя ядро ее остается прежним. Возможно, один из примеров

«притворяющейся культуры» дает Петровская Россия, европеизировавшаяся внешне и

оставшаяся практически неизменной внутри.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |