шпаргалка

Человек в глобальном мире.

[ Назад ]

енденции в развитии современной антропологии и научной мысли затрагивают

множество проблем бытия человека в глобальном техногенном мире. Для нас вполне

очевиден круг проблем, находящийся на пересечении постиндустриальной,

глобализирующейся цивилизации и трансформирующей человеческой природы,

самосознания, ментальности, ценностей и идеалов.

Масштабы трансформаций в современном мире, в том числе в природе, обществе и

мышлении человека, за последнее время привлекли большое внимание ученых,

специалистов и вызвали шквал публикаций [Миронов 2012; Маликова2012; Лал 2011;

Бергер2004; Чумаков 2005; 2006]. Сегодня каждая область социогуманитарного

знания вырабатывает свое представление о глобализации. Широко обсуждаются

социальные, онтологические, гносеологические, историко-философские и другие

аспекты глобализации.

Актуальность вопросов и острота проблем, связанных с усугубляющимся

антропогенным давлением на природу, глобальностью трансформаций, нарастанием

противоречий разного характера, обусловили необходимость анализа

цивилизационного сдвига.

Зарождение постиндустриального информационного общества повлекло за собой целый

каскад изменений в бытии человека, а главное – в самом человеке, субъекте,

действующем в радикально новых условиях жизни, на новом уровне общения. Эти

изменения настолько глубокие и существенные, что можно говорить о рождении

качественно другого, нового субъекта деятельности и общения. Это, по сути, есть

проблема самосознания человека в информационной реальности. Оценка проблемы

невозможна без обращения к такому важному пласту социальной реальности и гибкой

универсальной онтологической структуре в современном постиндустриальном мире,

как повседневность. Внедрение международной паутины Internet в каждодневную

жизнь человека радикально меняет формы и способы повседневной межличностной

коммуникации и социальной адаптации. Изучение информационных коррективов

повседневности позволяет проанализировать и оценить новые культурные традиции,

содержание инноваций, смысл новых материальных и духовных реалий бытия и тем

самым выявить особенности эволюции человека и того общества, которое он создал и

в котором он как личность функционирует.

Человек в глобальном информационном обществе приобретает такие качественные

параметры, новые черты, которых у него не было в индустриальном обществе.

Человек есть деятельное и коммуникативное существо, и именно эти качества имеют

особую значимость в современном техногенном мире.

Становление человека в глобальном информационном обществе есть процесс

переосмысления индивидом структурных образующих: цели, задач, способов, смысла

преобразования объективного мира, интеграции привычных, несетевых средств

коммуникации с глобальной информационной реальностью. Практическая сторона

взаимодействия с новой информационной реальностью позволяет подойти к человеку

как субъекту качественно иной интерактивной деятельности, субъекту действия в

формировании и развитии глобальной коммуникативной социальной действительности.

Деятельность человека в глобальном информационном социуме имеет определенную,

можно сказать, классическую структуру, которая носит преемственный характер. Она

состоит из цепочки:потребности – мотивы – цели – условия достижения цели, с

одной стороны, и с другой – соотносимых с ними: деятельность – действия –

операции. Эта структура, разумеется, характерна не только для информационного

социума, но в глобальном информационном обществе она приобретает качественно

новые значения.

Первая цепочка структуры (потребности – мотивы – цели – условия) составляет

содержание деятельности человека. Этот пласт есть внутренний план осуществления

деятельности, ее образ, это то, на основе чего она строится.

Вторую цепочку, второй пласт (отдельная деятельность – действия – операции)

составляют структурные элементы, реализацию деятельности – сама деятельность как

таковая. В совокупности эти два пласта деятельности составляют ее

психологическое содержание.

В деятельности может выделяться и третий пласт: взаимные превращения или

переходы ее отдельных структурных элементов, например мотива – в цель и

соответственно деятельности – в действие, цели – в условие ее реализации и т. д.

А это уже динамика деятельности, ее трансформация.

Как известно, одна из самых важных потребностей человека – коммуникация. В

глобальном мире удовлетворение этой потребности происходит на таком уровне,

объеме и скорости, которых не было во время существования цивилизации.

В процессе коммуникации наиболее часто встречаются следующие типы общения,

диалога: фатический, информационный, дискуссионный и исповедальный.

Фатический тип общения – это обмен речевыми высказываниями единственно для

поддержания диалога, разговора. В некоторых культурах фатическое общение имеет

характер ритуала, так как дает индивиду ощущение сопричастности к своим

соплеменникам.

Информационный диалог – это обмен информацией самого различного характера.

Информативная коммуникация чаще всего не требует ответных и тем более

ответственных действий со стороны того, кому она предназначена, и поэтому несет

в себе рекомендательное начало. Примером такой коммуникации может служить обмен

информацией на форумах и блогах в сети Интернет.

Дискуссионный тип коммуникации возникает при столкновении различных точек

зрения, когда проявляются различия в интерпретации тех или иных явлений, фактов,

событий и т. п. Участники дискуссии воздействуют друг на друга, убеждают друг

друга, стремятся достичь желаемого результата. Дискуссионный диалог сопутствует

человеческому общению во всех сферах жизнедеятельности, поскольку взаимодействие

в каждой из них обычно требует согласования индивидуальных усилий оппонентов,

что, как правило, происходит в процессе дис-куссии.

Что же касается исповедального типа диалога, то он есть самое доверительное

общение, которое происходит в том случае, когда человек стремится выразить и

разделить с другим свои глубокие чувства и переживания. Это, по сути, интимное

общение, основанное на взаимопринятии индивидов, на разделении ими общих смыслов

и ценностей жизни.

Характер и перспективы изменений человеческой деятельности и коммуникации в

эпоху постиндустриализма приобрели новые качественные параметры, обусловленные

глобализацией информационной составляющей цивилизации. Информация стала базовым

параметром постиндустриальной, глобализирующейся цивилизации, она и становится

вторым «Я» для человека. Если наука, знания становятся главным ресурсом развития

социальности, то эти же ресурсы применимы к социальному индивиду. Внедрение

«гена» научного знания в каждую клеточку общественного организма посредством

информационных технологий приводит к возможности созидания общества, основанного

на знаниях. Возрастает доля «знаний» в услугах; главными активами каждого

предприятия становятся интеллектуальные активы; средства производства из

предметной области постепенно перерастают в область человеческих отношений,

возникает виртуальная реальность, виртуальное бытие – глобальная компьютерная

сеть. В результате складывается особая информационная среда, интегрирующая сферы

коммуникации, вычислительной техники и информационного наполнения, которые в

свою очередь развивают вычислительные сети с глубокими и разносторонними связями

внутри организаций и между ними. Работу можно выполнять независимо от

местонахождения субъекта деятельности. Сеть приобретает функции огромного банка,

хранилища информации. Информатизация, как говорил в конце ХХ столетия А. И.

Ракитов, есть «процесс, в котором социальные, технологические, экономические,

политические и культурные механизмы не просто связаны, а буквально сплавлены,

слиты воедино» [Ракитов 1991: 34].

Глобальная сеть есть результат революции в области информационных технологий,

создавшей материальную основу глобализации общества, то есть появления новой,

отличной от ранее существовавшей реальности. Впервые за всю историю цивилизации

человеческая мысль прямо выступает в роли производительной силы, а не просто

определенного элемента социально-производственной системы.

Информационно-технологическая революция от ее исторических предшественников

принципиально отличается тем, что прежние технологические революции надолго

оставались на ограниченной территории, а новые информационные технологии почти

мгновенно охватывают всю планету. При этом существуют значительные области, не

включенные в современную технологическую схему. Более того, скорость

технологической диффузии и охвата выборочна как социально, так и функционально.

Различное время доступа к информационным инновациям и технологиям для людей

стран и регионов становится критическим источником неравенства в современном

мире, вплоть до исключения ряда региональных, национальных и даже

континентальных сообществ из мировой информационной системы. Дело в том, что

теперь ни одно государство или регион не могут выбирать темп, последовательность

или объем подключения к глобальной сети, так как мировые силы сделают это за

них, даже не советуясь с ними.

С внедрением в обыденную жизнь Интернетаи его расширением меняются формы и

способы повседневной межличностной и социальной коммуникаций

и адаптации, вносятся коррективы в традиции и культуру, возникают инновации,

материальные и духовные реалии бытия, формируются новые принципы жизни, иная

реальность, сопровождающая повседневную практическую деятельность людей.

Всемирная сеть Интернет,глобализация средств коммуникации в этой сети разрушают

социальные барьеры, но в то же самое время рушатся и традиционные формы

социальных связей, уступая место внесистемным формам повседневного

межличностного общения.

Проблема взаимосвязи людей в повседневной жизни приобретает новые черты в

контексте теории Интернета, форм коммуникации, виртуальных сообществ и

социальных сетей. Техносфера, глобальные интеграционные процессы, инфосфера[1] –

это те корреляты, которые переформатируют пространство повседневного опыта,

бытия человека.

Современная эпоха глобализации от всех прежних исторических эпох отличается

несколькими существенными чертами: во-первых, разрастанием всемирной глобальной

паутины Интернета, развертыванием и ускорением научно-технического прогресса;

во-вторых, возникновением новых социальных проблем и обострением взаимоотношений

человека с людьми, с самим собой, обществом и природой.

Уже не секрет, что всемирная паутина Интернет затрагивает абсолютно все сферы

социальной жизни. Говоря о социальных проблемах, связанных с развитием

глобальных инновационных коммуникативных средств, мы прежде всего обращаем

внимание на то, как меняется повседневная жизнь людей, членов общества. Вопросы

коммуникации, приобретения товаров, работы, образования, услуги, получения

информации и многое другое связаны с выходом в цифровое, виртуальное

пространство.

В XXI в. люди восторженно обсуждают достоинства и возможности новых компьютеров,

айпадов, айфонов, программ и технологий, которые развиваются невероятно быстро,

а проблема изменения социальных свойств самих пользователей, их сообществ, всей

системы новых социальных отношений, которые базируются на инновационных формах

электронно-цифровой коммуникации, сегодня все еще остаются за рамками серьезных

социальных исследований.

В современной социальной философии пока еще не сложилась традиция рассмотрения

социальных трансформаций, связанных с возникновением социальных сетей, новых

электронных сообществ. Чаще всего ставится вопрос лишь о том, как изменяющиеся

техника и технологии требуют новых подходов и способствуют изменению форм работы

с ними. Но сегодня все более актуальным становится исследование другого вопроса

– об изменении в самих процессах общения и в социальных связях на основе

глобальных информационных технологий. Другими словами, новые техническая и

социальная среды и внедрение новых технологий формируют новый социальный порядок

и нового человека.

В качестве примера такого порядка можно назвать социальную сеть Интернет, взятую

не в качестве метафоры, а в качестве уже повседневной реальности особого типа.

Сегодня количество пользователей в социальной сети Facebook составляет около 500

млн человек в мире.

Понятие «социальная сетьИнтернет» в современное социальное познание введено для

обозначения сообщества пользователей системы Интернета. В этой перманентно

возрастающей глобальной сети осуществляется специфический вид коммуникации.

Массовое использование электронных средств коммуникации (проводных и

беспроводных) приводит к сложнейшим процессам трансформации общества, процессам

изменения повседневности и деятельности человека. Рассмотрение виртуальных

сообществ пользователей, анализ процессов социальных отношений возможны в рамках

этого сетевого сообщества. При этом сетевое сообщество выступает в качестве

коммуникативного и интерактивного партнера для каждого его члена.

Философы, социологи, исследователи современного общества сегодня говорят об

обществе СМИ как о свершившемся факте, что следует понимать прежде всего как

реакцию на то, что действительно свершился прорыв в цифровых носителях

информации, революционный эффект. Это явление можно отнести к первому этапу

революционных изменений. Второй же этап – это уровень изменившейся коммуникации.

Речь идет не только о доступе к электронной информации, знаниям и об электронном

пространстве, но прежде всего о создании информационной сети, использовании

носителей информации при создании коммуникативных связей в обществе и

формировании инновационного вида культурного общения. Этот вид инновационного

общения может быть назван «культурной техникой на основе электронных средств

информации». А это уже совершенно другая интер-активная парадигма коммуникации.

Предпосылками новой парадигмы интерактивной коммуникации могут быть

возникновение сетевых, виртуальных сообществ, совершенствование интерактивных

форм коммуникации, а также развитие технических средств и цифровых технологий,

которые приведут к распаду существующих массовых коммуникативных систем

(например, линейные аналоговые средства связи).

Современные виртуальные сообщества можно представить как самоорганизующиеся

сети, которые возникают и связываются друг с другом при помощи коммуникативных

технологий в совместном их использовании. Такие социальные сети, несмотря на

постоянно изменяющийся состав их членов, существуют как достаточно устойчивые и

постоянные.

Интегративные интернет-сообщества, возникающие в коммуникативных сетях,

подразумевают наличие также отдельных малых коммуникативных сетей, которые

выступают в качестве технического базиса для этих сообществ. На этом социальном

сегменте и техническом базисе возникают многочисленные дискуссионные группы, у

которых свои правила, руководства, формы общения. Они связаны между собой

определенным интересом научного, повседневного, личностного или другого

характера.

Тематизация групп участников выражает факт сегментирования и дифференцирования

коммуникативных интернет-сообществ в мировой сети. К этим сегментам можно

отнести, например, пользователей E-mail (электронной почты), News Groups

(новостей), IRC, ICQ, (программ общения в режиме реального времени),

Одноклассников,Facebook, Twitterи т. д.

Всех участников этих видов коммуникации объединяют общие потребности, и таким

образом формируются общие функции самой сети коммуникативных партнеров. В начале

коммуникации в сети Интернет участники общения могут иметь различные интересы,

цели и задачи, а также социальное положение, но они объединяются общими

потребностями.

Масштабы и объемы объединений пользователей в сети Интернетрастут очень быстро.

Характерно, что участники такого общения находятся за сотни или тысячи

километров друг от друга, в разных социальных системах и средах. Однако это не

является помехой для вступления в отношения в рамках сложившегося нового

коммуникативного пространства.

Если обратить внимание на динамику роста интернет-сообщества, то только в России

оно расширяется небывалыми темпами

Прогноз прайм-тасс: число пользователей Интернета в России в 2014 г. вырастет до

80 млн человек.

В таблице показано, что за последние годы количество пользователей Интернета в

России увеличилось с 200 тысяч до 60 млн. В декабре 2005 г. фонд «Общественное

мнение» (ФОМ)[2]опубликовал данные исследования журнала «Интернет в России»,

которое проводилось с осени 2002 г. Данные этого исследования, полученные в ходе

последних опросов ФОМ, касаются демографии Рунетапо состоянию на январь 2005 г.

Абсолютная численность пользователей Интернета в России к началу 2005 г.

составила, по оценке ФОМ, 19 млн 600 тыс. человек. Это на 300 тыс. больше

аналогичного показателя прошлогодней осени и вдвое выше показателя двухлетней

давности.

Как показывает динамика развития новых социально-коммуникативных отношений,

темпы расширения масштабов и объемов интернет-коммуникаций не только в России,

но и в мире (особенно в развитых странах) невероятно ускоряются и становятся

массовыми. Уже этот факт говорит о необходимости активации глубокого,

всестороннего социально-философского анализа происходящего в современном

обществе.

Изучение нового социального порядка, исследование современной социально-

коммуникативной реальности, складывающейся в отдельной области социальных

отношений, позволяет сделать прогнозы и в других сферах общественного развития.

Как известно, любая социальная сеть, окружающая личность, состоит из

определенных зон, пространств, которые отличаются друг от друга по их

приближенности к «Я». Каждый участник коммуникации выделяет для себя зону,

которую он ощущает ближе всего. В этой зоне объединены люди, с которыми личность

чаще всего встречается и вступает в наиболее тесные взаимоотношения.

К этой зоне могут относиться прежде всего члены семьи и друзья, которые

поддерживают человека эмоционально, являются партнерами по жизни, а также

партнерами для свободного времяпрепровождения. В этом кругу общения

осуществляются финансовая помощь, поддержка в случае беды и болезни и т. п.

Если проводить параллели с отмеченным слоем социальной сети, модель соединения

партнеров в сети Интернет можно представить следующим образом: у каждого

участника имеется свое персональное отношение к другим людям, его личное поле

взаимосвязи. Человек может находиться в нескольких таких личностных, дружеских

контактах. В другом обществе, в другой сети также находятся родственники,

друзья, коллеги по работе и знакомые.

Повседневная жизнь человека в современном, глобальном информационном обществе

протекает в рамках контактов в микромирах, складывающихся по месту жительства, и

в контактах с друзьями и родственниками, которые сохраняются даже на

значительном расстоянии. В этих непосредственных контактах и окружении, которые

составляют личностный ресурс человека, он может совершать свои коммуникативные

интеракции.

Контакты человека с друзьями в виртуальном пространстве, а также количество этих

контактов изменяют структуру самой персональной социальной сети.

Следует отметить, что персональная сеть реагирует на изменения двояко: с одной

стороны, она увеличивается в объеме, но с другой – уменьшается ее плотность. При

расширении персональная интернет-сеть все больше устремляется к своим внешним

границам. И на каком-то этапе возникает ситуация, когда человек достаточно

отчетливо воспринимает некую зону, внутри которой ему не совсем ясно, является

ли представителем его сети участник, вновь появившийся в online-сообществе. В

таких случаях человек не понимает, можно ли этого участника коммуникативного

процесса причислить к своей корпоративной коммуникативной сети.

Такое свойство персональной сети Интернет дает возможность предположить, что ее

внутренние структурные линии, пересечения различных сегментов все больше и

больше будут персонифицированы и индивидуализированы. Также можно предположить,

что интересы, способности и склонности в различных областях сети будут

увеличивать взаимосвязь между участниками коммуникации в конкретной интернет-

сети.

Качественные и сущностные изменения, которые происходят на основе создания

новых, быстрорастущих коммуникативных сетей, приводят к трансформации

традиционных обществ. Повседневность выступает базисом когнитивных отношений,

интеракций, новых форм коммуникаций и форматирует параметры тех свойств,

которыми обладает «новая повседневность».

Формирование новых видов повседневной коммуникации и новой социальной среды не

только кардинально меняет социальные, экономические, этические аспекты жизни и

деятельности человека, но и вызывает глубинные изменения личностных установок,

потребностей и интересов. Появившиеся личностные и типологические особенности

также детерминируют полную перестройку психологической структуры повседневной

деятельности человека и отношения к другим и самому себе.

В глобальном мире Интернет стал повседневностью для подавляющего большинства

населения. К этому сегменту могут быть применимы соответствующие методы

исследования повседневности в глобальном обществе при допущении, что базисные

структуры отражают реальную специфику виртуального сообщества, построенного на

коммуникации, опосредованной новейшими техническими средствами.

Кабельное телевидение и компьютерный текст, столь характерные для цифровых

носителей, примерно 45 лет назад стали основанием для постановки вопроса об

индивидуализации средств массовой информации. Социологи, зарубежные и

отечественные ученые поставили радикальный вопрос: приведут ли внедрение новых

коммуникативных сетей, приобретающее большие масштабы, бурное развитие

информационных технологий и становящиеся массовыми сверхсложные компьютерные

технологии к превращению существующего типа общества в качественно другой, новый

тип сообщества людей – «информационное общество»[3] (О. Тоффлер), которое точнее

других определений[4] отображает суть эпохи?

О. Тоффлер традиционным большим корпорациям противопоставляет «малые» формы

сообществ – индивидуальную деятельность на дому, «электронный коттедж». Эти

формы новых сообществ являются элементами общей структуры информационного

общества с его «инфо-», «техно-» и другими сферами повседневной жизни человека.

Предлагается проект «глобальной электронной цивилизации», фундаментальной базой

которой является синтез телевидения, компьютерной службы и энергетики –

«телекомпьютерэнергетики» (Дж. Пелтон).

«Компьютерная революция», технический прорыв постепенно приводят к замене

традиционной печати «электронными книгами», изменяют идеологию, превращают

безработицу в обеспеченный досуг (Х. Эванс).

В теории информационного общества глубокие социальные и политические изменения

понимаются как результат «микроэлектронной революции». Перспективы развития

демократии связываются с расширением и распространением информационной техники и

технологий. Е. Масуда утверждает, что информационные технологии характеризуются

революционизирующим действием, которое может привести к замене классов социально

недифференцированными информационными сообществами. У. Дайзард считает, что

осуществление перехода к информационному обществу уже началось. Он солидарен с

Тоффлером и Беллом в признании трехстадиальной концепции и сосредоточивает

внимание на трансформации последней, «информационной», стадии развития

цивилизации. Дайзард отмечает, что эта трансформация напрямую зависит от

разрастания и расширения всемирной сети Интернет. «Современная технология, –

пишет он, – предлагает нам более значительные коммуникационные и информационные

ресурсы, чем когда-либо имело человечество. Эти ресурсы столь велики, что

очевидно: мы вступаем в новую эру – информационный век» [Дайзард 1986: 343–344].

Глобальное социальное пространствоИнтернета, а также повседневная коммуникация в

нем имеют свою специфику. К особенностям интернет-пространства и общения в нем

можно отнести такие характеристики, как: бестелесность участников в процессе

общения, анонимность и возможность замаскироваться, место локализации,

несинхронность коммуникации во времени, ограничение форм самовыражения

содержанием текста, отсутствие субординации и возможности статусного

взаимодействия. Все эти особенности, безусловно, имеют качественный характер.

Рассмотрим указанную специфику интернет-среды более подробно.

Одной из самых ярко выраженных свойств коммуникации в глобальной сети Интернет

являетсябестелесность взаимодействующих интернет-партнеров, участников. В

сетевом пространстве собеседники встречаются виртуально, и они могут никогда не

появляться друг перед другом в физической, реальной телесности.

Современные высокие технологии, программные продукты (ICQ Pro, Trillian, Lite,

Miranda, QIP, Skype,Same-Time, MSNmessengerи др.), предложенные интернет-

индустрией, дают возможности передачи видеоизображений и интернет-телефонии,

однако в виртуальном пространстве Интернета в процессе коммуникации телесности

нет.

Следует отметить, что бестелесная форма коммуникации обладает определенными

преимуществами. В качестве положительных моментов и психологического комфорта в

виртуальном общении можно отметить отсутствие: во-первых, телесного давления,

во-вторых, формы телесного контроля со стороны других участников и, в-третьих,

определенных социальных ограничений в процессе коммуникации.

Второй специфической чертой нового социального порядка повседневной коммуникации

в виртуальной глобальной сети Интернет является возможность надеть маску и

спрятаться под ней.Находясь под маской в мнимом пространстве, человек может

реализовать свои настоящие потребности, общаться в сети анонимно. Можно в

течение долгого времени общаться, скрываясь под вымышленным именем, можно

выбрать пол, придумать род занятий, скрыть возраст и т. д. Однако данный фактор

может иметь негативные тенденции и отрицательные стороны. Например, может

изменить отношение человека как к виртуальным партнерам, так и к самому себе,

повлиять на психологический настрой. Может также выработать психологическую

зависимость от виртуального общения. Современная медицина уже находит схожие

признаки у интернет-зависимости и наркозависимости и приравнивает их друг к

другу.

Третьей особенностью общения в глобальном пространстве Интернета является

нарушение временных рамок коммуникации, то есть асинхронность общения.

Коммуникация посредством электронной почты (E-mail) и всемирной глобальной сети

(WorldWideWeb) происходит несинхронно: отправитель оставляет сообщение в одном

временном отрезке, тогда как адресат получает, читает и обрабатывает его в

другое время.

Четвертой, довольно ярко выраженной спецификой повседневной коммуникации в

глобальной сети Интернет является отсутствие каких-либо ограничений в выборе

места коммуникации. Сетевой мир Интернета не привязан к какому-либо

пространству. Коммуникация в сети Интернет не зависит от локализации участников

коммуникации. Единственной формой ограничения коммуникативной сферы является

выбор точек коммуникации.

Пятой отличительной особенностью повседневной коммуникации в глобальной

виртуальной сети Интернет является широкий спектр возможностей для обмена

информацией. Текст и его содержание являются формами самовыражения человека в

виртуальной среде.

И, наконец, шестая, немаловажная специфика сетевой коммуникации состоит в

отсутствии статусного взаимодействия. В виртуальной среде Интернета оценка

участниками своих партнеров осуществляется через оценку содержания интеракции.

в связи с тем, что дистанционная коммуникация снимает некоторые социальные и

психологические проблемы человека, все отмеченные выше особенности сетевого

общения в изучении социальных отношений приобретают огромное значение. Ставшие

современным средством и способом повседневного общения людей, интернет-

коммуникации и их специфические характеристики в кругах исследователей не

находят однозначной оценки. По мнению многих ученых, сетевое общение и

образование виртуальной реальности могут иметь негативные социальные и

психологические последствия, но это тема отдельного исследования.

Глобальное интернет-пространство создает своеобразную коммуникативную культуру.

В этой культуре существуют специфические роли и личностные отношения партнеров,

участников интеракций. Выполнение повседневных ролей и придает общающимся в

конкретной сети определенную идентичность.

Коммуникацию в глобальной сети Интернет можно рассматривать как изменение не

только текста, но и течения мыслей, изменение смыслов и представлений. Язык –

живой организм и как «форма выражения мысли» (В. И. Ленин) быстро и достаточно

чутко реагирует на происходящие в интеракциях изменения. В результате этого в

язык внедряются иностранные слова и выражения, вкрадываются специфические сленг,

понятия и термины. А эти явления мешают расшифровке текстов и затрудняют

понимание их содержаний.

Подытожим все сказанное.

Можно заключить, что современная глобальная информационно-коммуни-кативная сфера

Интернет– это особая форма взаимодействия людей, которая может пользоваться

традиционными средствами общения, но одновременно может строить альтернативные

системы и формы передачи информации, вводить новые элементы понятийного

аппарата. При этом отмеченные формы и средства взаимодействия одновременно имеют

и смысловую нагрузку, так как они не могут быть лишь техническими формами

коммуникаций.

Формы коммуникаций, свойственные для глобальной сети Интернет, можно назвать

интертекстуальными. Они позволяют нам судить о качественном изменении отношений

между участниками коммуникации. И это дает нам право называть отношения в

глобальной сети «контекстными», «контекстным отношением», которое подразумевает

обязательное наличие доступных ссылок, обмен и пользование ими, а также наличие

соответствующих текстов – наполнителей ссылок. На наш взгляд, правильно будет

понимать Интернет как электронную текстуальность. Так, в современном обществе

интернет-сеть не только выполняет функцию богатейшего источника необходимой

информации, но и превращается в уникальное средство профессионального, научного

общения, а также средство создания сообщества, сущность которого, на наш взгляд,

достаточно адекватно отражает синтетическое выражение «медийный тип сообщества».

Межличностные отношения, складывающиеся в интернет-среде, можно понимать двояко:

как отношения, формирующиеся, с одной стороны, между личностями, и с другой –

между личностью и текстом, а также между текстами.

Хотелось бы вспомнить слова Бердяева, который уверяет нас, что «душевно-

эмоциональная стихия угасает в современной цивилизации... сердце не может жить в

металлической среде» [Бердяев 1989: 156]. Но современный человек уже не в

состоянии поддерживать жизнь, не ставя между собой и природой как источником

сырья технические средства. По словам Х. Ортеги-и-Гассета, техника служит

средством приспособления среды к человеку и тот не в состоянии отвергнуть связь

с ней. Однако человек способен преобразовывать технику, сохраняя свою

идентичность.

Ясперс же уверен в том, что «cудьба человека зависит от того способа, каким он

подчинит себе последствия технического прогресса, <...> как человек,

подчинившийся технике, станет господствовать над ней» [Ясперс 1994: 221].

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |