Соотношение антропологии с другими науками о человеке и обществе.
По ряду вопросов антропология тесно связана с этнографией и археологией. Однако
эти науки хотя и смежные, но самостоятельные. Антропология изучает вариации
физического типа человека во времени и пространстве. Археология изучает
историческое прошлое человечества по вещественным ископаемым остаткам (орудия
труда, предметы быта, искусства). Этнография исследует особенности культуры и
быта ныне живущих народов и их происхождение, историю расселения, культурно-
исторические взаимоотношения.
Среди социальных наук антропология занимает особое место, т.к. прослеживает
становление человеческого рода в течение нескольких миллионов лет. Ни одна
другая дисциплина не забиралась так далеко в исторические дебри Homo sapiens.
Накопленный социологией фактический материал касается небольшого исторического
отрезка – последних 100-150 лет. Антропологи изучают эволюцию экономической,
социальной, политической и духовной сферы человеческого общества с древнейших
времен. Сегодня представления о предмете антропологии изменились. Считается, что
антропология обладает широким гуманистическим взглядом на мир.
Антропология - это область естествознания. Основная задача антропологии –
проследить процесс перехода от биологических закономерностей, которым
подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям
социальным. Следовательно, она занимает особое место среди других биологических
дисциплин, т. к. человек имеет двойственную природу: биологическую и социальную.
Человек немыслим вне общественной среды. Само формирование человека и его жизнь
проходят в условиях общественного коллективного производства. Труд и общество -
основное условие развития и существования человечества. Имея предметом своего
исследования человека, антропология выходит за рамки естественных биологических
наук, и вступает в область, где действуют социально-исторические факторы.
Поэтому объектом антропологии является человек, взятый в контексте его культуры.
Человек рассматривается в ней как родовое существо, прошедшее историко-
культурную эволюцию.
В классическом плане антропологическая наука подразделяется на несколько
разделов:
1. Антропогенез - изучение места человека в системе животного мира, процесса
становления человека.
2. Морфология - изучение вопросов индивидуальной изменчивости физического типа
человека, возрастных изменений, признаков, связанных с половым диморфизмом, с
влиянием различных условий жизни и труда.
3. Этническая антропология (расоведение) - исследование антропологического
состава народов Земли в прошлом и настоящем, формирования рас, родственных
связей между антропологическими группами, истории расселения и изоляции народов.
Эти вопросы в наше время особенно важны для разоблачения антинаучной и
реакционной сущности расизма.
4. Физиологическая антропология - исследование физиологических и биохимических
особенностей и их вариаций у человека. В частности, исследование распределения
групп крови в популяциях, вариаций строения гемоглобина, взаимосвязи конституции
человека с его реактивностью и предрасположенностью к некоторым заболеваниям. В
тот же раздел входят вопросы изучения наследственности человека
(антропогенетика).
Понятие «человеческая природа» в своем антропологическом осмыслении относится к
любым стратегиям приспособления или адаптации человека к существовавшим прежде,
существующим ныне и, возможно, будущим культурам (типам общества). В этом смысле
антропология касается и прошлого, и настоящего. А поскольку при адаптации – даже
к иным мирам и планетам – человек использует свои лингвистические способности,
природные данные, мышление, чувства, ощущения и сознание, свою культуру и тело,
то все они в той или иной мере становятся предметом изучения антропологии.
Поэтому количество отраслей и разновидностей антропологии столь велико, что уже
почти не поддается учету. В современной науке можно встретить понятия
философской и психологической антропологии, физической и лингвистической,
юридической и социальной антропологии, антропологии рождения и родства,
антропологии возраста, спортивной и музыкальной антропологии, антропологии
власти и т.д. В официально утвержденном классификаторе социальной антропологии
(350100) значится 10 разделов, в т.ч. этническая антропология и социальная
этнография, экономическая антропология, политическая и юридическая антропология,
антропология духовной жизни, психологическая и педагогическая антропология,
антропология социальной работы и социальной медицины и др.
Обобщая сказанное, в антропологии можно выделить в настоящее время несколько
сложившихся отдельных ее направлений.
- Физическая антропология, включающая в себя палеонтологию, учение об
антропогенезе и морфологию человека.
- Философская антропология, исследующая общую природу человека в соотношении его
с миром. Она представляет собой учение о природе (сущности) и предназначении
человека как продукта, а также субъекта-носителя и творца истории.
- Историческая антропология – применение антропологического подхода к изучению
истории конкретной страны, нескольких стран, а также проведение кросс-культурных
исследований.
- Психологическая антропология – междисциплинарная отрасль знания, изучающая
этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности
формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т.д.
- Экологическая антропология – подотрасль культурной антропологии, изучающая
влияние производственной деятельности человека на окружающую среду.
- Антропология возраста – один из разделов социальной (культурной) антропологии,
исследующей возраст человека как био- и социокультурный феномен. В рамках
данного направления рассматривается процесс становления социально-возрастного
неравенства в традиционных обществах, его реализация в современных этнических
культурах и субкультурах, конфликты между поколениями.
- Этнология находится на стыке нескольких дисциплин, основные из которых –
социальная и культурная антропология, фольклористика, социолингвистика и
семиотика. Этнологию как науку о народах отличают от антропологии как науку о
человеке, рассматривая их как две разные, хотя и родственные, дисциплины.
Проблемное поле современной этнологии очень широкое. Она, в частности, изучает
ритуалы, обычаи, верования различных народов; системы родства; социальную и
политическую структуру народов, семейные отношения; системы воспитания;
психологические особенности народов; систему ценностей; этногенез,
демографические процессы и т.д.
- Этносоциология – научная дисциплина, сложившаяся на стыке социологии и
этнографии, которая ставит своей целью раскрытие этнического разнообразия
социальных процессов и в то же время социальной обусловленности и социального
разнообразия функционирования этнических черт культуры и быта в их широком
понимании. На Западе эта дисциплина называется «социология межэтнических
отношений».
- Этнография (от греч. ethnos – племя, народ) – наука об этносах (народах),
изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру.
Накопление в XIX в. огромного массива эмпирических данных, связанных с
исследованием черепов и скелетов неандертальцев, поставило в повестку
необходимость реконструкции истории человечества и культуры. Так в составе
физической антропологии появилось новое научное направление - социальная
антропология, которая составила третью ветвь антропологии. Она формируется на
базе достижений, прежде всего этнографии и этнической антропологии. Ее
концептуальное оформление происходит сейчас, на наших глазах. В данном курсе
именно этому направлению будет уделено основное внимание.
В научной литературе сегодня отсутствует единая точка зрения на понимание
социальной антропологии, а для ее названия используются самые разные термины, в
том числе этнология, культурная антропология, социальная культурология, различия
между которыми не всегда носят принципиальный характер.
Культурная антропология исследует особенности связи человека и культуры;
устройство культуры: культурные институты, обычаи, традиции, быт, языки,
особенности социализации человека в различных культурах и другие проблемы.
Объектом исследования культурной антропологии выступают традиционные
(дописьменные) общества, а предметом изучения – системы родства, взаимоотношения
языка и культуры, особенности пищи, жилища, брака, семьи, экономические системы,
социальная стратификация, первобытные верования и религии, искусство.
Социальная антропология изучает социальные структуры и взаимодействие в них
людей. Она выясняет и описывает соотношение человека (субъекта) и созданных его
деятельностью общественных отношений и институтов. Непосредственным интересом
социальной антропологии выступают те качества человека, которые "делают" его
творцом социальных форм бытия. Иными словами, она исследует субъективные факторы
формирования объективных общественных форм, а также самого "механизма" этой
объективизации.
Основными категориями социальной антропологии выступают внутренний мир человека,
(его структура и функции), свобода, смысл жизни, совесть, ответственность,
объективация продуктов духовного мира человека, антропологическая экспертиза.