шпаргалка

Основные этапы и закономерности антропогенеза

[ Назад ]



Специальной наукой о человеке как особом виде является ан¬тропология. В

структуру современной антропологии включают три основных раздела, среди которых

выделяется учение об атпропогене - об изменении природы ближайшего предка

человека и самого человека в тече¬ние четвертичного периода.

Учение об антропогенезе — происхождении и развитии человека, также свя¬зано с

науками, изучающими биологическую эволюцию на Земле, поскольку при¬роду человека

невозможно понять вне общего и последовательно развивающегося процесса эволюции

животного мира.

Вопрос о том, почему и как произошел переход человека из животного мира в

социальный, является центральным в науках, изучающих антропогенез, и до

на¬стоящего времени на него нет однозначного ответа. Существует несколько точек

зрения на данную проблему. Одна из них основана на следующем предположе¬нии; в

результате мутации мозг человека превратился в супермозг, что позволило человеку

выделиться из животного мира и создать общество. Этой точки зрения

придерживается П. Шошар Согласно этой точке зрения в историческое время

органическое развитие мозга невозможно из-за его мутационного происхождения.

Существует и другая точка зрения, которая основывается на предположении о том,

что, органическое развитие мозга и развитие человека как вида привели к

качественным структурным изменениям мозга, после чего развитие стало

осуществ¬ляться по другим законам, отличающимся от законов естественного отбора.

Но то, что тело и мозг остаются в целом неизменными, не означает, что не

происходит никакого развития. Исследования И. А. Станкевича свидетельствуют, что

в мозге человека происходят структурные изменения, наблюдаются прогрессивное

разви¬тие различных отделов полушария, обособление новых извилин, формирование

новых борозд. Поэтому на вопрос о том, будет ли изменяться человек, можно дать

утвердительный ответ. Однако эти эволюционные изменения главным образом будут

касаться социальных условий жизни человека и его личностного развития, а

биологические изменения вида Homo sapiens будут иметь второстепенное зна¬чение.

Изучая чело¬века и сравнивая его с животными, мы обнаруживаем, что при наличии

одинаковых анатомо-физиологических задатков чело¬век в своей психологии и

поведении достигает большего, чем животное, уровня развития, значит, это

является результатом научения, которым можно сознательно управлять через

обуче¬ние и воспитание. Таким образом, сравнительное психолого-по¬веденческое

исследование человека и животных позволяет более правильно, научно обоснованно

определять содержание и методы обучения и воспитания детей.

Как человек, так и животные обладают общими врожденными элементарными

способностями познавательного характера, кото¬рые позволяют им воспринимать мир

в виде элементарных ощуще¬ний (у высокоразвитых животных — и в виде образов),

запоминать информацию. Все основные виды ощущений: зрение, слух, ося¬зание,

обоняние, вкус, кожная чувствительность и др. — с рожде¬ния присутствуют у

человека и животных. Но восприятие и память развитого человека отличаются от

аналогичных функций у животных и новорожденных младен¬цев. Эти отличия проходят

сразу по нескольким линиям.

Во-первых, у человека по сравнению с животными соответ¬ствующие познавательные

процессы обладают особыми качест¬вами: восприятие - предметностью,

константностью, осмыс¬ленностью, а память — произвольностью и

опосредствованностью (применение человеком специальных, культурно вырабо¬танных

средств запоминания, хранения и воспроизведения ин¬формации). Именно эти

качества приобретаются человеком при жизни и развиваются далее благодаря

обучению.

Во-вторых, память животных по сравнению с человеком ог¬раничена. Они могут

пользоваться в своей жизни только той информацией, которую приобретают сами.

Следующим поко¬лениям себе подобных существ они передают лишь то, что как-то

закрепилось наследственно и отразилось в генотипе. Память человека практически

без¬гранична. Он может запоминать, хранить и воспроизводить теоеретически

бесконечное количество информации благодаря то¬му, что ему самому нет

необходимости всю эту информацию постоянно помнить и держать в своей голове. Для

этого люди изобрели знаковые системы и средства для записи информа¬ции. Они

могут не только записывать и хранить ее, но также передавать из поколения в

поколение через предметы матери¬альной и духовной культуры, обучение пользованию

соответст¬вующими знаковыми системами и средствами.

Че¬ловек и животные обладают потенциальной способностью к реше¬нию элементарных

практических задач в наглядно-действенном плане. Однако уже на следующих двух

ступенях развития интел¬лекта — в наглядно-образном и словесно-логическом

мышлении — между ними обнаруживаются разительные различия. Более сложным

является вопрос о сравнении проявления эмо¬ций у животных и человека. Трудность

его решения состоит в том, что первичные эмоции, имеющиеся у человека и

животных, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-види¬мому, их

одинаково ощущают, однообразно ведут себя в соот¬ветствующих эмоциогенных

ситуациях. У высших животных — антропоидов — и человека имеется много общего и

во внешних способах выражения эмоций. Вместе с тем у человека есть высшие

нравственные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие от элементарных

эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий.

Много усилий и времени ученые затратили на то, чтобы ра¬зобраться в вопросе об

общности и различиях в мотивации по¬ведения людей и животных. У тех и других,

без сомнения, есть немало общих, чисто органических потребностей. Есть также

ряд потребностей, в отношении которых вопрос о принципиальных различиях между

человеком и животными представляется однозначно и определенно нерешаемым, т.е.

спорным. Это — потребности в общении (контактах с себе подо¬бными и другими

живыми существами), альтруизме, доминиро¬вании (мотив власти), агрессивности.

Итак, человек в своих психологических качествах и формах по¬ведения

представляется социально-природным существам, частично похожим, частично

отличным от животных. В жизни его при¬родное и социальное начала сосуществуют,

сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. До сих пор в своих политических,

экономических, психологи¬ческих и педагогических представлениях о человеке мы по

пре¬имуществу учитывали социальное начало, а человек, как показа¬ла жизненная

практика, даже в относительно спокойные времена истории не переставал быть

отчасти животным, т.е. биологиче¬ским существом не только в смысле органических

потребностей, но и в своем поведении. Основная научная ошибка марксистско-

ленинского учения в понимании природы человека состояла, ве¬роятно, в том, что в

социальных планах переустройства общества в расчет принималось только высшее,

духовное начало.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |