Концепция креационизма и ее современные интерпретации.
Креационизм (от лат. creare – создавать, форма creatio – создаю) – философско-
теистическая концепция, зародившаяся среди христианских ученых, утверждающая
происхождение вселенной, Земли, человека и всех форм жизни в результате
творческого акта личного сверхприродного Абсолюта, Творца всего сущего – Бога.
Креационизм имеет два источника. С одной стороны, своим становлением он обязан
священным текстам христианской религии, утверждающим генезис бытия через
творческий акт Создателя, сотворившего Вселенную из небытия (ничего), а затем
все виды (роды) живого в земной биосфере и человека из различных форм неживой
природы (шестидневное творение). С другой стороны, своим становлением он обязан
целой серии научных фактов, объяснить которые невозможно с точки зрения
эволюционизма.
К таким фактам относится, например, невозможность естественного объяснения
появления духовной жизни человека, отделяющей его от мира животных, лишенных
самосознания, абстрактного мышления, грамматически структурированного языка,
всех форм духовной творческой активности – науки, искусства, религии. К таким
фактам также относится отсутствие бесспорных научных данных в пользу доктрины
прогрессивной биологической макроэволюции, к тому же противоречащей росту
энтропии согласно второму закону термодинамики; невозможность редуцировать
биологические явления к физическим, совершенная нерешенность проблемы физико-
химического объяснения происхождения биологической жизни, что ставит под
сомнение идею естественного самозарождения биологической жизни; невозможность
для современной физики отказаться от антропного принципа, утверждающего, что
значения всех физических и космологических величин обусловлены требованием
возможности существование на Земле человека; противоречивость модели «вечно
существующей вселенной», не согласованной со вторым законом термодинамики и
наблюдаемому космическому микроволновому фону; научная обоснованность теории
«Большого взрыва» и «расширяющейся вселенной», в контексте которой утверждается
существование начала вселенной во времени, под которым понимается начало
расширения и т. д.
В христианском креационизме существует множество различных течений, расходящихся
в интерпретации естественнонаучных данных. По степени расхождения с
общепринятыми в науке воззрениями на прошлое Земли и Вселенной среди них
различают:
• буквалистский (младоземельный) креационизм– настаивает на буквальном
толковании Книги Бытия, о том, что мир был создан за 6 дней и около 6000 (как
утверждают некоторые протестанты) или 7500 (как утверждают некоторые
православные) лет назад.
• метафорический (староземельный) креационизм– в нём «шесть дней творения»
– универсальная метафора, адаптированная к уровню восприятия людей с различным
уровнем знаний; в действительности же одному «дню творения» соответствуют
миллионы или миллиарды реальных лет (слово день (евр. «йом»), означает не только
сутки, а часто указывает на неопределённый отрезок времени).
Среди метафорических креационистов в настоящее время наиболее часто встречаются:
o креационизм постепенного творения, сторонники которого считают, что Бог
непрерывно направляет процесс изменения биологических видов и их появления.
Представители данного направления принимают геологические и астрофизические
данные и датировки, однако полностью отвергают теорию эволюции и видообразование
путём естественного отбора.
o теистический эволюционизм (эволюционный креационизм), который признаёт
теорию эволюции, однако утверждает, что эволюция является орудием Бога-Творца в
осуществлении его замысла. Теистический эволюционизм принимает почти все идеи,
общепринятые в науке, ограничивая чудесное вмешательство Творца такими не
изучаемыми наукой актами, как сотворение Богом бессмертной души у человека, или
трактуя случайность в природе как проявления божественного промысла.
Как правило, креационизм выступает против макроэволюции (изменение видов под
действием мутации), но микроэволюцию (адаптацию к условиям среды) допускает.
Католическая церковь признала в энциклике папы Пия XII, что теория эволюции
может объяснять происхождение тела человека, но не его души.
Возникновение жизни по книге Бытия – это и эволюция (ибо земля «произвела»
растения и простейшие организмы), но в то же время и «скачок к жизни», который
произошел по повелению Божию. … в Православии нет ни текстуального, ни
доктринального основания для отторжения эволюционизма. … отрицание эволюции в
православной среде является скорее новшеством, нежели традицией. … Спокойное
отношение к эволюционизму – это традиция православного академического
богословия.
Поскольку в Коране, в отличие от Книги Бытия, отсутствует подробное описание
сотворения мира, буквалистский креационизм в мусульманском мире значительно
менее распространён, чем в христианском. Ислам считает (в соответствии с текстом
Корана), что люди и джинны созданы Богом. Современные взгляды многих суннитов на
теорию эволюции близки к эволюционному креационизму.
Многие представители ортодоксального иудаизма отрицают теорию эволюции,
настаивая на буквальном прочтении Торы, однако представители современного
ортодоксального течения иудаизма — религиозные модернисты и религиозные сионисты
склонны интерпретировать некоторые части Торы аллегорически и готовы частично
принять теорию эволюции в том или ином виде. Представители же консервативного и
реформированного иудаизма принимают основные постулаты теории эволюции в полной
мере.
Таким образом, взгляды представителей классического ортодоксального иудаизма
близки к фундаменталистскому креационизму, взгляды же современного
ортодоксального, а так же консервативного и реформированного иудаизма –
теистическому эволюционизму.
Креационизм является на сегодняшний день наиболее последовательной и
непротиворечивой теорией возникновения окружающего нас мира. И именно его
согласованность с многочисленными научными фактами самых разнообразных научных
дисциплин делают его наиболее перспективной платформой для дальнейшего развития
человеческого познания.