Становление антропологических воззрений в античной мысли..
…Зачатки научных знаний о человеке возникли в недрах античной
философии. В творениях философа милетской школы Анаксимандра (610-546 гг. до
н.э.), стремившегося познать происхождение и развитие всего сущего из
первоосновы бытия - беспредельного, или "апейрон", излагаются идеи о
возникновении человека путем ряда превращений его предков - животных. Зачатки
эволюционного взгляда на человека можно найти у Демокрита (около 470-380 гг. до
н. э.) и у Эмпедокла (490-430 гг. до н.э.).
Античные философы стремились определить главные источники отличий
человека от животных. Анаксагор (500-428 гг. до н. э.), Сократ (469-399 гг. до
н.э.) высказывали мысль, что человек обязан своим высоким положением в мире
наличию у него руки. Мысли об огромной роли слова (речи) для человека развивал
знаменитый афинский учитель красноречия Исократ (436-338 гг. до н.э.).
…философия была не единственным источником, порождавшим
антропологические обобщения. Зоологические наблюдения над домашними и дикими
животными также вели к размышлению о месте человека в органическом мире.
Анатомирование животных и изучение заболеваний человека содействовали росту
знаний о явлениях изменчивости отдельных органов человеческого тела под влиянием
их функций.
…анатомические знания накапливались еще задолго до того, как они
получили отражение в трудах греческих ученых.
Широко известно высокое искусство бальзамирования трупов в Древнем
Египте. Оно, несомненно, требовало известных познаний в области строения
человеческого тела. Реалистическая, поражающая своей портретностью скульптура
Древнего Египта также несомненно предполагает достаточное знакомство с
анатомией. То же следует сказать и о скульптуре древнего Крита.
…Наблюдения путешественников знакомили античных людей с племенными,
расовыми отличиями людей. Таким образом, накапливались знания, которые в
дальнейшем ходе развития науки помогали освещать вопросы о происхождении
человека (философия, зоология), о морфологических вариациях у человека
(медицина), о человеческих расах (география).
Алкмеон Кротонский (около 500 г. до н.э.), рассекая трупы животных,
сделал ряд анатомических открытий. Один из величайших врачей древности -
Гиппократ (460-356 гг. до н.э.) изучал влияние климата на организм человека; ему
же принадлежит учение о темпераментах, построенное на представлении о четырех
"соках" человеческого тела: кровь, желтая желчь, черная желчь и слизь.
Преобладание крови, по Гиппократу, характерно для сангвиника, желтой желчи - для
холерика, черной желчи - для меланхолика, слизи - для флегматика.
Большое значение для расширения географического кругозора в античном
мире имели путешествия Геродота (484-406 гг. до н.э.). До наших дней его
сочинения - один из важнейших источников для изучения быта и нравов древних
народов, а в некоторой степени и их физического типа. Так, описывая колхов
(предков грузин, жителей Колхиды), Геродот указывал, что они темнокожи и
курчавы, причем обращал внимание на то, что и среди других соседних с ними
народов имеются обладатели таких же примет. Описывая жителей северного
Причерноморья, Геродот сообщал, что большое и многочисленное племя, обитавшее
между верхним Доном и средним течением Волги, - будины "все голубоглазы и
рыжеволосы". Свидетельства такого рода весьма ценны, так как они дополняют
данные палеоантропологии и позволяют составить представление о распространении
некоторых антропологических типов до эпохи "переселения народов".
Изучение человека достигает в античное время своей вершины у
Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). В своих трудах "История животных", "О частях
животных", "О возникновении животных", "О душе" Аристотель закладывает основы
изучения животных. Он разрабатывает классификацию, рассматривает функциональную
роль частей тела, а также механизмов их возникновения, анализирует корреляции
(связи) частей. Он широко использует сравнительный метод изучения и вводит в
биологию принцип аналогии. Аристотелю принадлежит идея "лестницы существ" или
ряда постепенного повышения организации. Следует иметь в виду, что хотя взгляды
Аристотеля были далеки от идейэволюции, однако его принцип ступенеобразного
расположения существ сыграл в XVIII в. большую роль в развитии эволюционного
учения.
(Римское время)
Из ученых древнего Рима наибольшее значение в истории
антропологических знаний имеет Л. Кар (99-55 или 95-51 гг. до н.э.), автор поэмы
"О природе вещей", в которой он развивал идеи о естественном происхождении
органического мира и человека и дал замечательную по яркости картину развития
культуры от первобытной дикости до цивилизации. Другой крупнейший римский ученый
- К. Гален (131-200 гг. н. э.) - завоевал себе славу и непререкаемый авторитет в
течение почти четырнадцати столетий как медик и анатом. Гален произвел
многочисленные вскрытия трупов животных, главным образом собак и низших обезьян.