шпаргалка

Представления о природе и сущности человека в эпоху Средневековья

[ Назад ]



На вопрос, что такое человек, средневековые мыслители давали не менее

многочисленные и разнообразные ответы, чем философы античности или нового

времени. Однако две предпосылки этих ответов, как правило, оставались общими.

Первая – это библейское определение сущности человека как «образа и подобия

божьего» - откровение, не подлежащее сомнению. Вторая – разработанное Платоном,

Аристотелем и их последователями понимание человека как «разумного животного».

Исходя из этого понимания, средневековые философы ставили такие примерно

вопросы: чего в человеке больше – разумного начала или начала животного? Какое

из них существенное его свойство, а без какого он может обойтись, оставаясь

человеком? Что такое разум и что такое жизнь (животность)? Главное же

определение человека как «образа и подобия бога» тоже порождало вопрос: какие же

именно свойства бога составляют сущность человеческой природы – ведь ясно, что

человеку нельзя приписать ни бесконечность, ни безначальность, ни всемогущество.

[3]

Для средневековых философов, начиная с самых ранних, между человеком и

всей остальной Вселенной лежит непроходимая пропасть. Человек – пришелец из

другого мира (который можно назвать «небесным царством», «духовным миром»,

«раем», «небом») и должен опять туда вернуться. Хотя он, согласно Библии, сам

сделан из земли и воды, хотя он растет и питается, как растения, чувствует и

двигается как животное, - он сродни не только им, но и богу. Именно в рамках

христианской традиции сложились представления, ставшие затем штампами: человек –

царь природы, венец творения и т.п.[3]

Первое, что отличает антропологию уже самых ранних христианских философов

от античной, языческой – это крайне двойственная оценка человека. Человек не

только занимает отныне первое место во всей природе как ее царь – в этом смысле

человека высоко ставили и некоторые греческие философы, - но и в качестве образа

и подобия бога он выходит за пределы природы вообще, становится как бы над нею

(ведь бог трансцендентен, запределен сотворенному им миру). И в этом

существенное отличие от античной антропологии, две основные тенденции которой –

платонизм и аристотелизм – не выносят человека из системы других существ, в

сущности, даже не дают ему абсолютного первенства ни в одной системе. Для

платоников, признающих подлинной сущностью в человеке лишь его разумную душу, он

есть низшая ступень в длиннейшей лестнице – иерархии разумных существ – душ,

ангелов, демонов, богов, разнообразных умов разной степени «чистоты» и т.д. Для

Аристотеля человек прежде всего животное, то есть живое тело, наделенное душой,

- только у людей, в отличие от зверей и насекомых, душа еще и разумна[2].

Философская антропология Нового времени видела в человеке прежде всего,

его духовную сущность. Естествознание, освободившись от идеологического диктата

христианства, преуспело в натуралистических исследованиях природы человека. Но

еще большей заслугой этого времени было безоговорочное признание человеческого

разума в деле познания собственной сущности. Философия эпохи Возрождения ставит

человека на земную основу и на этой почве пытается решить его проблемы. В

противоположность учению об изначальной греховности человека она утверждает

естественное стремление его к добру, счастью, гармонии. Ей присущи гуманизм и

антропоцентризм. И хотя в философии этого периода Бог не отрицается полностью,

но своим знамением философы делают не его, а человека. Вся философия этого

времени проникнута пафосом гуманизма, автономии человека, верой в его

безграничные возможности. Вместе с тем, в философской антропологии этого периода

уже достаточно отчетливо слышны мотивы приближающегося индивидуализма, эгоизма и

утилитаризма, связанные с нарождающимися капиталистическими общественными

отношениями и господством частного интереса. Развитие капитализма, увеличение и

удешевление производства привели к росту потребностей человека[2].

Проблема человека занимала заметное место в классической религиозной

философии. Августин, Фома Аквинский и другие классики религиозной философии

неизменно включали в свои философские системы раздел о человеке. Вместе с тем

догматически установленная религиозной идеологией иерархия ценностей никогда не

отводила человеку первое место. Теологи и философы христианства издавна

объявляли его проблемой второстепенной по сравнению с вопросами о боге, его

существовании, богопознании[3].

Что касается неотомизма наших дней, то в нем тенденции антропологизации

получили довольно широкое распространение и пользуются поддержкой папы Иоанна

Павла II, профессионального философа. В свою очередь антропологическая линия

религиозной философии обновленческой ориентации покоится на тех формах отчасти

реформированной религиозной философии, которые зародились в первой половине

нашего столетия, а сейчас уже стали своего рода «классикой». Если в свое время

антропологические учения М.Шеллера, Ж.Маритена, Г.Марселя, П.Тиллиха, Э.Мунье,

Тейяра де Шардена принимались ортодоксами с опаской, а то и просто осуждались,

то сегодня многие идеи «антропологического поворота» внутри религиозной мысли и

вне ее[3].

Безусловно «антропологический поворот» в религиозной мысли представлен

мыслителями, позиции которых различались и которые спорили друг с другом. Но и в

их взглядах есть и много общего[3].

«Антропологический поворот» связан с решимостью философов-реформаторов в

определенном смысле пересмотреть традиционную иерархию ценностей и проблем

религиозной философии[3].

Если традиционная религиозная философия сводила все вопросы философии,

включая и вопрос о человеке, к проблеме бога, то религиозная философская

антропология Нового времени, как видим, ставит в центр именно широко поднятую

проблему человека. И хотя отношение человека к богу философы этого направления

считают необходимыми также «подтянуть к центру», все же переориентация по

сравнению с религиозной классикой происходит заметная и немаловажная[3].

Происходят перемены и в том, как именно анализируется вопрос о человеке,

какие ценности жизни и поведения людей выдвигаются на первый план. Меняется сам

стиль обращения религиозных мыслителей XX века к человеку. Правда довольно часто

они предпочитают – в соответствии с духом традиционалистского мышления –

приглушать свое новаторство и делать вид, что только извлекают из теолого-

философских традиций христианства внутренне заключенную в нем гуманистическую

ориентацию. Для такого подхода есть определенные основания. За фасадом

теоцентризма постоянно скрывался интерес к человеку, к его жизни, поведению,

нравственности. Особенно характерен в этом отношении пример Августина, и не

удивительно, что «ренессанс Августина» в XX веке стал мощным стимулом для

переориентации в направлении философской антропологии.

В данной главе рассмотрен вопрос динамики развития философии в отношении

человека, постепенное изменение отношения к человеку. Сравнивая философские

взгляды на человека, можно придти к выводу, что в рассматриваемые периоды они

значительно отличались друг от друга – от глубоко религиозного до

материалистического.



#14.Антропологический поворот в гуманистической мысли эпохи Возрождения.

илософская антропология эпохи Возрождения формируется под влиянием зарождающихся

капиталистических отношении, научного знания и новой культуры, получившей

название гуманизм. Если религиозная философия Средневековья решала проблему

человека в мистическом плане, то философия эпохи Возрождения (Ренессанса) ставит

человека на земную основу и на этой почве пытается решить его проблемы. В

противопол

ожность учению об изначальной греховности человека она утверждает естественное

стремление его к добру, счастью и гармонии. Ей органически присущи гуманизм и

антропоцентризм. В философии этого периода Бог не отрицается полностью. Но,

несмотря на пантеизм, философы делают своим знамением не его, а человека. Вся

философия оказывается проникнута пафосом гуманизма, автономии человека, верой в

его безграничные возможности.

Как видим, в период Возрождения появляются попытки человека обратиться к

гармонии его с природой. Но здесь не стоит забывать и том, что внимание в

основном нацелено на создание внутренней гармонии человека под влиянием гармонии

природы, что представляет собой сложно «структурированную модель» гармонии

человека и природы, а значит здесь представлены более сложные взаимоотношения,

чем они виделись в Античности.

Не будет ошибкой утверждать, что философская мысль Ренессанса создала

предпосылки для появления европейской натурфилософии XVII века, дала мощный

толчок к развитию естественнонаучного знания, обусловила появление ряда

гениальных открытий, которые были совершены в Новое время.

Возвращение к античным традициям выражалось в формировании новой натурфилософии

(философии природы), как нерелигиозного, нетеологического, а светского

осмысления сути бытия природы и ее законов посредством философии. Поскольку еще

сохраняется традиционный взгляд на философию как "науку наук".

Натурфилософия Возрождения в понимании и истолковании сущности бытия природы и

мира опирается на естественно-научные и географические открытия того периода.

Особую роль сыграли открытия и естественно-научные теории Леонардо да Винчи, Дж.

Бруно, Николая Коперника в области астрономии и движения небесных тел.

Усиливается рационалистическое и вместе с тем доказательное, а не схоластическое

понимание законов Бытия мира как универсального Единства.

«Религиозная философская мысль Возрождения создает новую пантеистическую картину

мира, тяготеющую к отожествлению Бога и мира, к обожествлению природы и

человека. Одним из первых подошел к пантеизму Н.Кузанский» [ФСТ, С.91].

Так, Никола Кузанский выдвигает идею бесконечности не только Бога, но и природы,

Вселенной, поскольку Бог в ней незримо присутствует. Поэтому Бог – бесконечный

максимум, а природа хоть и ограниченный, но тоже максимум. А поскольку природа

состоит из отдельных предметов, конечных величин, то между бесконечностью и

конечностью нет пропасти, они стороны одной и той же сущности мира. Природе

присуща диалектика бесконечного и конечного, бесконечное состоит из конечного, а

конечное переходит в бесконечное. Это невольно приводит к выводу о вечности

самой природы и бесконечности отдельных вещей. Вечен не только Бог, но и Природа

как таковая. Придерживаясь точки зрения творения мира совершенным Богом,

Кузанский утверждает, что и природа совершенна и прекрасна, поскольку творец не

создает несовершенного.

В Возрожденческой идее, концепции человека как прекрасной и совершенной

индивидуальности, акцентируется внимание на два момента: Человек от природы не

только совершенное существо (как и сама природа), но и разумное существо,

определяющее его совершенство. Сам человек по своей природе не есть ни греховное

и ни порочное существо. Как природные существа люди равны друг перед другом,

каждый есть гармоничная и совершенная индивидуальность.

Как видим, многие мыслители того времени рассматривали понятие гармонии человека

и гармонии природы, однако не все из них видели эту гармонию в единстве. Однако

выдвигаются и точки зрения, которые уже можно определить как идея гармонии

природы и человека.

Так, придерживаясь принципа пантеизма, Бруно понимает природу как Бога в вещах.

А значит, если Бог присутствует везде и во всем, то можно предположить, что и

нигде. И раз мир предстает как рядоположенность различных существ от низших до

высших, то и человек един с миром природы, телесное и духовное связаны

непосредственным образом и между ними нет пропасти, а присутствует единство. А

раз так, то и человеческая жизнь осуществляется по естественным законам природы.

Однако гармония здесь выступает скорее не как взаимодействие человека и природы,

а как соотнесение целого и его части.

Наряду с эти философская мысль того времени подчеркивала, что человек - это

продукт окружающей природы, а не результат собственной деятельности.

Антропоцентризм оказался, таким образом, внутренне противоречивым

мировоззрением. Это дало повод Н.А.Бердяеву охарактеризовать это мировоззрение

как «ложный гуманизм», поскольку человек в эпоху Возрождения рассматривался

преимущественно как самодостаточный индивид, противостоящий всем другим людям и

миру (почти сверх-человек). Антропоцентризм Возрождения есть, по мнению

Бердяева, мировоззрение природного человека, стремящегося преодолеть рабскую

зависимость от сил внешнего мира, угнетенность этим миром.

В целом же для философской антропологии эпохи Возрождения характерно

противопоставление человека природе. И хотя природное начало в человеке

подчеркивается, он все же ставится выше природы, над ней Человек, с точки зрения

данной эпохи, красив, деятелен и свободен.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что проблема взаимоотношений

человека и природы в эпоху Возрождения характеризовалась некой

противоречивостью. Ведь человек здесь, с одной стороны, часть гармоничной

природы, с другой – внутренне гармоничен, но возвышается над природой.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |