шпаргалка

Мыслители Нового времени о природе и сущности человека и

[ Назад ]

общества.



Глава 3. Поиски гармонии человека и природы в Новое Время

В философии Нового времени начался новый принципиальный поворот в трактовке

отношения человека и природы, поворот, отразивший противоречия нового

буржуазного мира. Декарт был одним из родоначальников науки и техники Нового

времени. Основное значение философии он видел в создании метода как орудия,

обеспечивающего действительное познание. Начала всех вещей, по мысли Декарта,

открываются в искусстве правильного мышления, которое рассматривалось по

аналогии с механическим производством. Природа перед наукой и техникой Нового

времени выступала главным образом как технический материал труда, объект

производственной эксплуатации. Такое одностороннее утилитарное отношение к

природе было связано с общим активно- практическим духом времени, отражавшим

потребности и возможности складывающегося нового буржуазного способа

производства.Декарт говорил, что люди «должны сделаться хозяевами и господами

природы». Конечно, такая идеология могла возникнуть только в эпоху относительно

зрелой цивилизации с ее невиданными при варварстве возможностями воздействия на

природу. Но ее сближало и сближает с варварством насилие над природой,

бездумное, даже самоубийственное пренебрежение последствиями такого насилия.

Именно принцип покорения природы, господства над нею, явочным порядком принятый

во всей истории цивилизации, сегодня со всей очевидностью обнаруживает свою

историческую несостоятельность.[6]Рассмотрение природы с точки зрения ее

доступности для техники и производственного использования определило и характер

метафизики Нового времени, для которой природа являлась механическим сцеплением

сил, где имеют место лишь количественные изменения. Природа – с этой точки

зрения, огромный механизм, раз и навсегда заведенная самодействующая машина и

такое толкование природы надолго опережает Новое время. Мера, которую человек

прилагает к природе выражает меру самого человека, меру его собственных

исторических возможностей. В эту эпоху проблема единства и человека и общества

приобрела новое звучание. Западная философская мысль решала ее по двум путям:-

понимание человека как простой части природы, растворение законов человеческого

существования в общих природных законах;- выявление специфики человеческого

отношения к миру идеалистически истолкованному.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |