Немецкая классическая философия о природе и сущности человека и
общества.
Немецкая классическая философия представляет собой крупное и влиятельное течение
философской мысли Нового времени, подводящее итог её развитию на данном отрезке
западноевропейской истории. Традиционно к этому течению относят философское
учение И. Канта, И. Фихте, Ф. Шелленга, Г. Гегеля и Л. Фейербаха. Всех этих
мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в
постановке и разрешении проблем, непосредственная личная зависимость: младшие
учились у старших, современники общались друг с другом, спорили и обменивались
идеями. По всем этим критериям. А также по содержательному разрешению
философских проблем, к этому течению следует отнести и философское учение К.
Маркса и Ф. Энгельса. В советской философии по идеологическим соображениям их
учение представлялось как самостоятельный, отдельно стоящий, качественно новый
этап в развитии философской мысли. Сейчас стало видно, что их философское учение
вполне вписывается в философскую традицию немецкой классической философии,
представляя собой завершающий этап её эволюции. Немецкая классическая философия
внесла существенный вклад в постановку и разработку философских проблем. В
рамках этого течения была переосмыслен и заново сформулирована проблема
отношения субъекта и объекта, разработан диалектический метод познания и
преобразования действительности.
1. Общая характеристика немецкой классической философии
Немецкая философия XIX века - уникальное явление мировой философии. Ее
уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые
определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в
тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые
вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти
наиболее выдающихся немецких философов того времени: Эммануила Канта, Иоганна
Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха.
Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в
следующем:
1. учения немецкой классической философии способствовали разработке
диалектического мировоззрения;
2. немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический
аппарат;
3. рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное
внимание на исследование человеческой сущности.
Основоположником немецкой классической философии являлся Эммануил Кант (1724-
1804)- профессор Кенигсбергского университета, преподавал, логику, физику,
математику, философию. Он был одним из величайших умов человечества,
основоположником, который возродил идеи диалектики. Именно с Канта занималась
утренняя заря философии новейшего времени. Но не только в философии, а и в науке
Кант был глубоким, проницательным мыслителем.
Немецкая классическая философия после Канта разрабатывалась такими выдающимися
философами, как И.Г. Фихте (1762-1854) и Ф. Шеллинг (1775-1854). Оба стремились
преодолеть кантовское противопоставление феномена и ноумена, обосновав
познавательную активность в некотором едином принципе - в абсолютном Я (Фихте) и
в абсолютном тождестве бытия и мышления (Шеллинг). Последний дал топкий анализ
категорий диалектики, в частности свободы и необходимости, тождества, единого и
многого и др., послужив предтечей гегелевской объективно-идеалистической
диалектики. Его изыскания в области философии природы оказали большое влияние на
умы естествоиспытателей, а также на русскую философию (особенно через
славянофилов и Чаадаева, с которым немецкий философ был лично знаком и состоял в
переписке).