Функции антропологии
1. Антропология, ее назначение и функции
АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. «dnthropos» — человек, «logos» — слово, учение) — наука о
человеке, занимающая пограничное положение в сис¬теме дисциплин естественного и
гуманитарного циклов. На этапах разви¬тия антропологии ее содержание и
взаимоотношения со смежными нау¬ками истолковывались неоднозначно и
трансформировались. Хотя первое употребление термина «антропология» относится
еще к античной эпохе (Аристотель, IV в. до н.э.), ее оформление как науки
произошло значи¬тельно позже — на протяжении XVIII и главным образом XIX
столетий.
Широкое толкование антропологии как универсальной науки о чело¬веке,
систематизирующей знания о его естественной истории, физичес¬кой организации,
материальной и духовной культуре, психологии, язы¬ке и т.д., восходит к взглядам
французских просветителей XVIII в. По существу речь в этом случае должна идти о
целой системе наук о челове¬ке, включающей и такие сферы его изучения, которые
впоследствии вы¬делились в самостоятельные научные дисциплины. До некоторой
степени такая расширительная тенденция сохраняется и доныне в некоторых
ан¬тропологических школах, прежде всего в США. На наш взгляд, принимая во
внимание многообразие и разветвленность различных сфер исследова¬ния человека в
современной науке, подобный подход правомернее рас¬сматривать скорее как
перспективу и стимул к интеграции различных сторон изучения человека и общества.
Более конкретизированное понимание антропологии как науки по пре¬имуществу о
физической организации человека, ее изменчивости во вре¬мени и пространстве
(антропоморфология, антропогенез, этническая ан¬тропология) существовало на
протяжении большей части истории ее раз¬вития во многих странах, в том числе в
России.
Во второй половине XX в. широкое распространение в зарубежной и отечественной
антропологии получили новые направления в изучении биологического статуса
человека: функциональная, молекулярная, попу-ляционная антропология; стали
интенсивно развиваться ее генетические, медицинские, экологические аспекты. Это
потребовало внедрения соот¬ветствующих методов исследования, существенно
пополнивших методи¬ческий арсенал антропологии, ранее ограничивавшийся главным
обра¬зом антропометрией и биометрией. Такое расширение области интересов
антропологов в значительной мере связано с достижениями в смежных естественных
(в том числе биологических) и гуманитарных науках.
Как и для биологии в целом, для антропологии характерно взаимо¬проникновение
идей и методов различных биологических дисциплин, что можно рассматривать в
русле обшей тенденции противодействия редук¬ционизму в современной науке.
Специфика антропологии состоит в том, что болыиая часть проблем как традиционной
классичес¬кой антропологии, так и ее новых разделов, решается на комплексной
основе междисциплинарных исследований.
Антро¬пология существенно отличается от социально-исторических наук о че¬ловеке
— археологии и этнографии, хотя тесно соприкасается с ними и опирается на их
данные, в частно¬сти, в изучении этногенеза народов мира. Археология изучает
историю че¬ловека по вещественным памятни¬кам, например, по каменным, костя¬ным
и деревянным орудиям периода палеолита, мезолита, неолита (древ¬ний, средний и
новый каменный век). Этнография как отрасль исто¬рии анализирует все стороны
куль¬туры и быта современных народов, находящихся на различных ступе¬нях
исторического развития, исто¬рию и пути их расселения, культур¬ные
взаимоотношения. Антропология не может подме¬нять общественные науки, будучи во
многих отношениях наукой биологи¬ческой. В настоящее время грань биологических и
социальных явле¬ний выглядит размытой в таких на¬уках, как этология (наука о
поведе¬нии) и социобиологии.
Современная антропология — это наука о человеке как биологичес¬ком виде: его
происхождении и биологической изменчивости во времени и пространстве.
Одновременно человек изучается и как биосоциальный феномен, поскольку проявления
его биологической природы во многом опосредованы социальной средой. Сущность
антропологического подхода к комплексным междисциплинарным проблемам Homo
sapiens выражает¬ся в концепции множественности «норм», вытекающей из высокого
уровня внутри- и межпопуляционной изменчивости (полиморфизма) человека как
биологического вида.