Функции социальной антропологии.
Познавательная/ мировоззренческая/ методологическая/ аксиологическая/
воспитательная/ гуманистическая/ практически-преобразующая/ прогностическая/
4. Базовые категории и проблемное поле антропологии
2. Предмет, основная проблематика и задачи антропологии.
Термин «Антропология» имеет греческое происхождение и означает дословно
«наука о человеке» (антропос - человек; логос - наука). Его первое
использование приписывается Аристотелю, который употреблял это слово
преимущественно при изучении духовной природы человека. Применительно к
физическому строению человека термин «антропология», по-видимому, впервые
встречается в названии книги Магнуса Хундта, вышед¬шей в Лейпциге в 1501 г.:
«Антропология о достоинстве, природе и свойст¬вах человека и об элементах,
частях и членах человеческого тела». Таким образом, в западноевропейской
литературе довольно рано укоре¬нилось двойное понимание термина «антропология»,
а именно как науки о человеческом теле, с одной стороны, и о человеческой душе -
с другой.
В отечественной науке принято строгое разделение терминов «антропология»,
«этнография>, «археология». Под археологией понимают науку, изучающую
историческое прошлое человечества по вещественным источникам (Арциховский,
1947), под этнографией - отрасль истории, исследующую все стороны культуры и
быта ныне живущих народов, происхождение этих народов, историю их расселения,
передвижения и культурно-историчес¬ких взаимоотношений (Толстов, 1946).
Антропология же изучает вариа¬ции физического типа человека во времени и в
пространстве.
Антропология есть отрасль естествознания, которая изучает происхож¬дение и
эволюцию физической организации человека и его рас. Но так как человек
представляет собой существо качественно своеобразное, жизнь которого может
протекать только в условиях общества и коллективно осу¬ществляемого
производства, то ясно, что антропологию нельзя поставить в один ряд с частными
разделами зоологии. Антропология не может изучать человека с тех же позиций, с
каких энтомология исследует насекомых, ор¬нитология - птиц и т. п.
Задача антропологии - проследить процесс перехода от биологических
закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к
закономерностям социальным. Таким образом, антропология занимает в кругу
биологических дисциплин особое место. Имея предметом своего исследования
человека, она не может не выйти за пределы естествен¬но-исторических вопросов;
изучая человека, она вступает в ту область знаний, где действуют факторы
социально-исторические. Из этого погранич¬ного положения антропологии в ряду
наук вытекает и ее отношение к смеж¬ным отраслям знания. Антропология неразрывно
связана с другими биоло¬гическими науками и вместе с тем самым тесным образом
соприкасается с науками общественными. Антропология в этом смысле как бы
увенчивает собой естествознание. Основатель антропологической науки в России А.
П. Богданов в речи на торжественном собрании Московского универси¬тета в январе
1876 г. указал, что естествознание без антропологии остается незавершенным и
только «с антропологией естествознание не является ка¬ким-то особенным островом,
отделенным бездною от других наук чисто чело¬веческих, если можно так
выразиться, т. е. касающихся самых высоких, самых увлекательных для ума сторон
его природы, его истории и его сущест¬вования».