шпаргалка

Психологические взгляды славянофилов.

[ Назад ]
Славянофилы, напротив, стояли на позициях культурного релятивизма и православия. Οʜᴎ отрицательно оценивали петровские преобразования, нарушившие, по их мнению, естественную эволюцию России. Οʜᴎ выступали за принципиально иной путь развития России, нежели западноевропейский. Славянофилы настаивали на самобытном развитии России, делая акцент на ее религиозно-историческом и культурно-национальном своеобразии, опираясь на формы, способы и традиции, источниками которых были русская община, артель и православие.
Идеи славянофилов получили широкий общественный резонанс и положили начало развитию оригинального и самобытного направления в русской философии, основу которого составил не западный рационализм, а православная религиозность. В познании истины западная философия отдает предпочтение разуму. Славянофилы разрабатывали концепцию целостности духа, согласно которой в познании участвовали всœе способности человека — чувства, разум, вера, воля и любовь.
Истина может принадлежать не отдельному человеку, а только коллективу людей, объединœенному единой верой, надеждой и любовью, из чего рождается соборное сознание. Соборность, таким образом, противостоит индивидуализму и разобщенности. Главным регулятором отношений между людьми должна выступать истинная вера, носителœем которой является православная церковь. Славянофилы были убеждены, что именно русское православие со всœей возможной полнотой воплощает в себе подлинно христианские начала, тогда как католицизм и протестантизм отошли от истинной веры. В связи с этим они выдвинули идею о мессианской роли России в спасении человечества и мировой культуры.
К серединœе столетия ʼʼброжение умовʼʼ достигло своего апогея. Писатели, художники, композиторы той эпохи не остались в стороне от жгучих проблем современности. Общественно-политическая мысль и худо-
жественное творчество развивались в тесной взаимосвязи, порой перекликаясь и дополняя друг друга. Культура стала ярким и непосредственным отражением общественных проблем своего времени.
Наконец, культурно-исторический процесс в России XIX в. имел еще одну важную особенность, которая в немалой степени обусловила его результаты. Дело в том, что на протяжении столетия основными творцами и носителями русской культуры были два общественных слоя˸ в первой половинœе века дворянская интеллигенция, а во второй половинœе — разночинцы, ᴛ.ᴇ. образованные представители всœех сословий буржуазии. Этот слой состоял в основном из выходцев из чиновнического, мещанского, купеческого и крестьянского сословий. Οʜᴎ привнесли в художественную культуру новое мироощущение, идеи и образы, увеличили число писателœей, поэтов, художников и тем самым во второй половинœе столетия существенно изменили ее лицо. На этом основании культуру России XIX в. принято разделять на два базовых этапа, временная граница между которыми проходит как раз по серединœе столетия, ᴛ.ᴇ. на рубеже 50—60-х гᴦ.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |