шпаргалка

Психологические идеи в русской философии и науке на рубеже XVIII - XIX века (общий обзор). А.Н. Радищев, его психологические идеи.

[ Назад ]
Александр Николаевич Радищев (1749 — 1802), выдающийся русский философ-материалист, экономист, правовед, революционер. Он ссылается на труды Гоббса, Декарта, Спинозы, Пристли, Локка, французских материалистов, обобщает успехи естествознания — труды Линнея, Бюффона, опирается на знания по медицине, «водимые светильником опытности». Базой его научных идей было революционно-демократическое мировоззрение; не меньше, чем его материалистические взгляды, его психологию определяла гуманистическая этика. Полемизируя с дуализмом Декарта, Радищев утверждал: «Все силы и самая жизнь, чувствования и мысль являются не иначе как вещественности совокупны ...В видимом нами мире живет вещество одинакородное, различными свойствами одаренное...». Он отрицал существование души как самостоятельной субстанции: «То, что называют обыкновенно душой, т. е. жизнь, чувственность и мысль, суть произведения вещества единого, коего начальные и составительные части суть разнородны и качества имеют различные...». Психика является функцией известных органов тела — нервов и мозга и без них невозможна. (источник: PSYCHOL-OK.RU - психологическая помощь)

А.Н. Радищев (1749–1802).В XVIII веке материалистическая традиция продол¬жается в трудах оригинального мыслителя и философа А.Н. Радищева. В многоплановой научной си¬стеме А.Н. Радищева проблема человека занимает цент¬ральное место. Человек представляется ему совершенней¬шей частью природы. Являясь частью природы, человек имеет общие черты с ней. Общее у человека с природой заключается в материальном начале. В физическом от¬ношении человеческое тело состоит из тех же стихий, что и другие тела. Вместе с тем человек отличается от физи¬ческих тел уровнем телесной организации. Свидетель¬ством общих черт человека с органическим миром слу¬жат такие проявления жизни, как питание, рост, размно¬жение, Все большее сходство обнаруживается у человека с животными. Все органы, какими одарен человек, име¬ют и животные. Более высшему уровню живой организа¬ции соответствуют и более совершенные природные свой¬ства. Так, раздражимость является общим свойством всей живой материи, чувствительность характерна для живот¬ного царства и, наконец, “масленность” свойственна только человеку.
Помимо общих черт, объединявших человека с жи¬вотным миром, А.Н. Радищев выделяет ряд признаков, которыми человек от животных отличается. К этим при¬знакам философ относит: прямохождение, развитие руки, речи, мышления, более долгий период созревания, спо¬собность к сопереживанию, общественное житие. Выде¬ление А.Н. Радищевым коренных признаков различия между человеком и животным имело существенное зна¬чение для понимания проблемы антропогенеза. Между тем, среди названных признаков не указаны самые важ¬ные, а именно: труд и изготовление орудий. Это дает ос¬нование думать, что роль труда человека в развитии его психических способностей А.Н. Радищевым не была по¬нята.
Значительное место в психологических воззрени¬ях А.Н. Радищева уделяется проблеме онтогенетическо¬го развития психических способностей человека. Здесь в наиболее яркой форме проявилась его материалисти¬ческая позиция в объяснении природы душевных явле¬ний. Задавшись вопросом о том, существует ли душа до рождения и после смерти человека, А.Н. Радищев отвеча¬ет на него как последовательный материалист. Органа¬ми психических отправлений, считает он, является мозг, нервы и органы чувств. Без них нет ни мысли, ни чувств: стало быть душа возможна лишь при наличии этих ор¬ганов. Более того, душа появляется только при условии развитых мозга, нервов и органов чувств. Души у чело¬века нет до тех пор, пока эти органы не достигли опре¬деленного уровня развития. Развитие психических спо¬собностей происходит по мере физического созревания человека. Душа и психические способности — продукт развитых мозга и нервной системы в целом.
Указав целый ряд стадий психического онтогенеза, Радищевым была подчеркнута роль воспитания. По его мнению, воспитание не создает качественно новых умственных сил, оно учит лишь их лучшему употребле¬нию. Будучи хорошо знаком с работами Гельвеция, А.Н. Радищев, подобно Д. Дидро, критикует его за преуве¬личение роли воспитания и недооценку физических разли¬чий между людьми в формировании их психических спо¬собностей. Он подчеркивал, что “признавая силу воспи¬тания, мы силу природы не отъемлем”.
Психическое, по А.Н. Радищеву, имеет своим нача¬лом ощущения. Здесь он прямо ссылается на Д. Локка: “Не от чувств ли ты получаешь все свои понятия и мысли? Если ты мне не веришь, прочти Локка. Он удивит тебя, что все мысли твои, и самые отвлеченнейшие в чувствах твоих имеют свое начало".
А.Н. Радищев тем не ме¬нее возражал против метафизического взгляда на мыш¬ление как на сумму ощущений. Генетическая связь ощу¬щений и мышления не предполагает тождества между ними, как это допускали и французские материалисты (особенно К. Гельвеций и П. Гольбах). Мысль не может быть “простым чувствованием”, она не сводима к ощу¬щениям. Радищев заметил в данном случае обобща¬ющую функцию мышления, его относительную свободу действовать независимо от чувственных впечатлений. Исходя из активной роли мышления и опираясь наряд дру¬гих фактов, Радищев приходит к выводу о существо¬вании особой активной деятельности души, как бы неза¬висимой от тела, но оказывающей на него влияние. Эти соображения легли в основу доказательства бессмертия души. Подчеркивая неоправданное отступление Ра¬дищева от материалистического взгляда на процесс позна¬ния, А.А. Галактионов и П.В. Никандров пишут: “Таким образом нерешенность проблемы активности сознания и несогласие с механической гносеологией французских материалистов, вынуждали А.Н. Радищева отходить от материализма и искать ответы в арсенале идеализма”
После А.Н. Радищева, благодаря воззрениям П. Лю¬бовского и А.И. Галича, русская психология получает все более эмпирический оттенок. Они не были материалиста¬ми, но оставили значительный след в русской психологии, особенно А.И. Галич, который, по мнению Б.Г. Ананьева, блестяще раскрыл “процесс объективизации субъективной жизни в практической деятельности, особо выделяя значе¬ние этой деятельности для объективного содержания на¬шего самосознания”.
В XIX веке последователями материалистических взглядов М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева стали декаб¬ристы и виднейшие революционеры-демократы А.И. Гер¬цен, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |