Психологические проблемы в творчестве В.С. Соловьева
Самой яркой фигурой в русской философии второй половины XIX века был Владимир
Сергеевич Соловьёв.
Владимир Соловьёв высоко ценил идеализм Платона, его идеальное мировоззрение, но
считал, что одними идеями преобразовать жизнь невозможно. А потому, идея должна
быть воплощена материально, не потеряв своего смысла.
Соловьёв, создавая свою философскую систему, обращался к трудам и других
европейских философов. В частности к Шеллингу, Канту, Гегелю. Также как и эти
немецкие философы, он высоко ценил человеческий разум, но по ряду принципиальных
вопросов расходился с ними. Главное принципиальное различие заключалось уже в
том, что Владимир Соловьёв с начала и до конца ориентировался на христианское
богословие, в то время как немецкие философы в той или иной мере отходили от
христианства.
Центральная идея философии Соловьёва - идея всеединства. Основной принцип
всеединства: "Всё едино в Боге". Бог у Соловьёва - обсолютная личность: любящая,
милостивая, волевая, которая обеспечивает материальное и духовное единство мира.
Соловьёв был сторонником диалектического подхода к действительности. По его
мнению, действительность нельзя рассматривать в застывших формах. Самый общий
признак всего живущего состоит в последовательности изменений. Непосредственным
субъектом всех изменений в мире выступает у Соловьёва мировая душа, обладающая
особой энергией, которая одухотворяет всё существующее. Однако, деятельность
мировой души нуждается в божественном импульсе. Этот импульс проявляется в том,
что Бог даёт мировой душе идею всеединство как определяющую форму всей его
деятельности.