Развитие психологических учений в античности и средневековье (обзор основных
Развитие психологии в период античности
Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. было связано
с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу
не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний
(математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. В то
время психология входила в науку, изучавшую общие закономерности общества,
природы и человека. Эта наука получила название натурфилософии (философии), в
течение долгого периода времени, почти 20 веков, психология оставалась частью
философии. Естественно, что в обширном предмете философии к психологии
относилась область, связанная в первую очередь с человеком, да и само
исследование души (психики) связывалось преимущественно с особенностями психики
человека. В то же время область психического не ограничивалась человеком, но
распространялась на весь мир. Такой подход получил название панпсихизм -
направление, которое считает весь мир одушевленным и наделенным душой. В течение
нескольких веков (примерно до III в. до н.э.) разница между психикой человека и
животных рассматривалась как чисто количественная, а не качественная.
Несколько позже появилась идея о том, что конкретный материальный объект (вода,
земля или воздух), даже очень важный для мира и жизнедеятельности, не может быть
первоосновой. Уже Анаксимандр (VI в. до н.э.) писал о «беспредельном», т. е. о
таком физическом начале, из которого все возникает и в которое все превращается.
В теориях Левкиппа и Демокрита (V-IV вв. до н.э.) возникла идея атомов,
мельчайших, невидимых миру частиц, из которых и состоит все окружающее.
Атомистическая теория, разработанная этими учеными, была весьма распространена и
являлась составной частью психологических учений многих ученых не только Древней
Греции, но и Рима.
Среди важнейших функций души психологи античности называли познание мира.
Сначала в процессе познания выделялось всего две ступени - ощущение (восприятие)
и мышление. При этом для психологов того времени не существовало разницы между
ощущением и восприятием, выделение отдельных качеств предмета и его образа в
целом считалось единым процессом. Постепенно изучение процесса познания мира
становилось все более значимым для психологов, а в самом процессе познания
выделялось уже несколько этапов. Платон впервые выделил память как отдельный
психический процесс, подчеркнув ее значение как хранилища всех наших знаний.
Аристотель, а вслед за ним и стоики, выделили еще и такие познавательные
процессы, как воображение и речь. Таким образом, к концу античного периода
представления о структуре процесса познания были близки к современным, хотя
мнения о содержании этих процессов, конечно, существенно различались.
В это время ученые впервые стали задумываться над тем, как же происходит
построение образа мира, какой процесс - ощущение или разум - является ведущим и
насколько построенная человеком картина мира совпадает с реальной. Иначе говоря,
многие вопросы, которые и сегодня остаются ведущими для когнитивной психологии,
были поставлены именно в то время.
В VII-IV вв. до н.э. появились первые научные концепции психики, в которых она
рассматривалась, прежде всего, как источник активности тела. При этом считалось,
что душа человека и души других живых существ имеют чисто количественные
различия, так как человек, как любое живое существо, подчиняется тем же законам,
что и все в природе. В это же время возникли и первые теории познания, в которых
преимущество отдавалось эмпирическому знанию. Эмоции рассматривались в качестве
основного регулятора поведения. Главное, что уже в этот период были
сформулированы ведущие проблемы психологии: в чем заключаются функции души,
каково ее содержание, как происходит познание мира, что является регулятором
поведения, есть ли у человека свобода этой регуляции.
Античные ученые поставили проблемы, веками направляющие развитие наук о
человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в
человеке телесное и духовное, разумное и иррациональное и многое иное.
Окончился этот период в III-IV вв., когда зарождающаяся религия начала
доминировать над научными концепциями и стал возвращаться сакральный подход к
знаниям, которые рассматривались не с точки зрения их доказательности, а с точки
зрения веры или неверия. Наступал период Средневековья.
Развитие психологии в период средневековья и эпохи возрождения
Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного
влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось
представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и
потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.
Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая
обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в
религиозном (мистическом) опыте.
После упрочения господства христианской церкви появилась необходимость внести
дополнения, разъяснения или трансформировать некоторые положения христианства.
Нужно было и канонизировать постулаты, вытекающие из реалий, для того чтобы
предотвратить распространение ереси, несущей церкви раскол. Так возник новый
этап - патристика, учение отцов церкви, в котором богословие начинает обращаться
к знаниям, накопленным в античности. С этого времени и почти до XII-XIII вв.
взаимоотношения церкви и науки снова изменяются, причем церковь становится одним
из главных хранителей и распространителей знаний.
Монастыри становились оплотом науки, в них хранили книги и обучали грамоте.
Вообще единственными грамотными людьми, как правило, были монахи, а светские
люди, феодалы, даже высшая знать, часто не умели писать и считать. В монастырях
хранились не только церковные, но и светские книги, в том числе списки с книг
античных психологов. Эти работы изучались и развивались в трудах церковных
ученых, обычно работавших при монастырях. Важным было и то, что в это суровое
время монастыри давали защиту, охраняли от голода и многих болезней, от военных
грабежей. Несмотря на противодействие императоров, власть пап оставалась
достаточно крепкой, чтобы противодействовать любым попыткам пошатнуть авторитет
церкви. Этому способствовало и то, что, несмотря на остатки языческих верований,
большинство светских властителей также были глубоко верующими людьми.
Такое положение просуществовало несколько веков, однако уже к XII-XIII вв. оно
начало изменяться. Однако для взаимоотношений науки и религии этот поворот
оказался не столь благоприятным, так как духовенство перестало быть единственным
оплотом культуры. В это время стали появляться первые светские университеты,
начала в Болонье, а затем в Париже. Открывались и светские школы - т.е.
грамотными уже были не только монахи, но и аристократия купцы и ремесленники.
Усиление городов с их самоуправлением, для которого необходимо высокое
мастерство и выполнение цеховых правил, требовало и новой культуры, нового
самосознания человека. Появилась и сильная светская власть, которая подчинила
себе церковную.
Именно в это время и зародилась схоластика, которая в этот момент была
достаточно прогрессивным явлением, так как предполагала не только пассивное
усвоение старого, но и активное разъяснение и модификацию готового знания,
развивала умение логически мыслить, приводить систему доказательств и строить
свою речь. Тот факт, что это знание уже готовое, т.е. схоластика связана с
использованием репродуктивного, а не творческого мышления, тогда мало
настораживал, так как даже репродуктивное мышление направлено на получение и
доказательство знания. Однако со временем схоластика начала тормозить развитие
новых знаний, приобрела догматический характер и превратилась в набор
силлогизмов, которые не позволяли опровергнуть старые, неправильные или неверные
в новой ситуации положения. Точно так же и церковь, бывшая в VI-Х вв. во многом
хранительницей знаний, становилась тормозом на пути развития науки. В стремлении
сохранить за собой приоритетные позиции церковь препятствовала развитию новых
концепций, которые противоречили ее многочисленным догмам, причем со временем
этих противоречий становилось все больше, а неприятие возрастало. Именно в
позднем Средневековье приобретала все большее значение инквизиция, которая
пыталась отстоять прежние позиции церкви во власти и науке.
Все большее влияние на психологию Средневековья начинали оказывать и работы
Платона и Аристотеля, концепции которых постепенно приобретали все более
ортодоксальный характер. Многие крупные ученые того времени (Ибн Рушд, Ф.
Аквинский) были последователями Аристотеля, доказывая, что именно их толкование
этой теории единственно верное.
К кругу традиционных психологических проблем, исследуемых в средневековой науке,
относится, прежде всего, изучение процесса мышления и его взаимосвязи с речью.
Анализируя становление понятийного мышления, ученые ставили вопрос о
происхождении общих понятий (универсалии). Наряду с вопросом о взаимосвязи
знания и веры он становится одним из центральных в период схоластики. При этом
реалисты (Эриугена, Гильом, Ансельм Кентерберийский) доказывали, что общие
понятия реально существуют еще до вещей, в уме у Бога. Такой подход перекликался
с позицией Платона, утверждавшего, что общие понятия существуют в мировой душе,
являясь образцом для реальных предметов. Номиналисты (Росцелини, позднее Д.
Скот, У. Оккам), напротив, считали, что общие понятия не существуют в
реальности, есть лишь «дуновение голоса», т.е. слово, которым для удобства
общения фиксируют группу сходных предметов. Основатель концептуализма
(направления, примыкавшего к номинализму) П. Абеляр доказывал, что общие понятия
существуют и вне вещей, в уме человека, т.е. слово - это не только звук, но и
значение, которое, оставаясь в названиях, передается людям. При этом он одним из
первых (наряду с Эриугеной) отстаивал верховенство разума над верой, говоря о
том, что надо понимать, чтобы верить. Так к XI-XII вв. в науке начал
возрождаться рационализм, который стал ведущим направлением в психологии и
философии Нового времени.
В то же время наряду с продолжением исследования традиционных для античной науки
вопросов психология Средневековья занимается и новыми проблемами. Прежде всего к
ним относится изучение взаимосвязи психических и соматических болезней,
проводившееся известным арабским психологом и врачом Ибн Синой. Эти работы
заложили основы современной психофизиологии, впервые вскрыли природу стрессов и
их влияние на состояние психики.
В церковной психологии также проводились важные исследования, направленные на
изучение способов манипуляции большой массой людей, приемов снижения
психического напряжения. Однако в трудные для человека моменты, во время
социальных катаклизмов (войн, эпидемий и т.д.), случавшихся достаточно часто,
особенно на протяжении VI-Х вв., этих естественных регуляторов психологической
стабильности оказывалось недостаточно. Поэтому было необходимо разработать
способы эмоциональной разрядки, очищения от страха и чувства вины. Такие способы
были найдены в самой церковной культуре. Это были, прежде всего, обряды исповеди
и покаяния; они давали людям уверенность в возможности очищения, снятия вины за
свои поступки, за нарушения правил, неизбежные в реальной жизни, в возможности
прощения и искупления тех ошибок, которые были ими сделаны. Таким образом,
недовольство собой не накапливалось, снималась напряженность от осознания своих
грехов, что способствовало укорененности и с собой, и с другими, предотвращало
снижение самооценки. Терапевтический эффект этих обрядов был тесно связан с
глубокой верой, надеждой на загробное воздаяние, которые служили в этом случае
основой для катарсиса.
На вере основывались и способы лечения некоторых психосоматических заболеваний
(например, истерии), которые использовались многими священнослужителями в
средние века. Уверенность людей в том, что данный священник действительно может
им помочь, приводила к тому, что наложение рук, прикосновение к одежде и т. п.
становились мощным стрессовым фактором, излечивавшим больного. Технология
внушения, помогающая при подобных заболеваниях, впоследствии была использована и
в психоанализе.
В этот период продолжалось и развитие ораторского искусства, направленного на
управление чувствами слушателей, заражение их определенным эмоциональным
состоянием. Если в античности эти приемы основывались главным образом на речи,
то в Средневековье использовались и невербальные средства (жесты, паузы,
интонации и т.д.), что было серьезным приобретением психологии того времени.