Психологические воззрения Н.Г. Чернышевского.
Н. Г. Чернышевский (1828–1889) был сподвижником Добролюбова. Одна из заслуг
Чернышевского состоит в том, что он первым в ряду великих материалистов России
поставил специальный вопрос о предмете, задачах и методах научной психологии.
Психологию он относил к числу точных областей знаний.
Обстоятельство, которое ставит психологию в число точных наук, связано с тем,
что в области нравственных, как и в области природных явлений, действуют
определенные закономерности и необходимые причины. Отсюда вытекает и главная
задача психологии, которая должна сводиться к выяснению причин и законов
протекания психических процессов. Становление научной психологии Чернышевский
связывал, с одной стороны, с правильным определением предмета психологии, с
другой – с принятием и переходом психологии к точным естественнонаучным методам
исследования.
Причины и психические закономерности, которые должны составить предмет
психологии – это зависимость человеческой психики от внешнего мира, от
физиологических процессов. Другой закономерностью являются определенные
взаимовлияния внутри самих психических процессов, вызванных внешними
обстоятельствами. Возникновение всех психических явлений необходимо сопряжено с
деятельностью телесных органов. Суть любой деятельности состоит в переработке
внешнего предмета. Всякая деятельность предполагает наличие двух предметов, один
из которых действует, другой – подвергается действию. В данном случае суть
психической деятельности состоит в переработке внешнего предмета.
Большую роль в понимании человеческой психики Чернышевский отводил потребностям.
С развитием потребностей он связывал генезис познавательных способностей.
Первичными потребностями являются органические потребности, мера удовлетворения
которых сказывается на возникновении и уровне нравственно-эстетических
потребностей.
Большим достижением Чернышевского в анализе психики человека является различение
им темперамента и характера. Он указывал, что темперамент обусловлен
наследственностью или природными факторами. Что касается характера, то он
определяется главным образом условиями жизни, воспитанием и поступками самого
человека. Поэтому сущность человека, его характер и помыслы должны познаваться
через его практические дела. Чернышевский более чем кто-либо из русских
материалистов подошел к пониманию социальной обусловленности психического
развития.
37. #И.М. Сеченов и его роль в развитии психологии в России.
Во многом определил развитие отечественной психологии, подходя к ней как к
материалистической и естественной науке. Опубликовал свою самую известную работу
«Рефлексы головного мозга», посвященную психологическим проблемам. В ней он
доказывал, чтопсихические процессы являются рефлексами разной степени сложности.
При этом категория рефлекса была преобразована и создана его неклассическая
модель, важнейшим блоком которой выступило открытое Сеченовым центральное
торможение («задерживающее» влияние одного из центров головного мозга на
двигательную активность организма). Выдвинул идею образа – сигнала, не только
«запускающего» рефлекс, но и регулирующего его течение. Кроме торможения
(аналога волевой регуляции) он ввел понятие о центрах хранения информации,
предуведомления и усиления сигнала, объясняющее сложное поведение. В своих
работах предвосхищал понятие об обратной связи как факторе саморегуляции
поведения и системной организации нервно – психической деятельности.
Центральное торможение объясняло также способность человека во имя высших
нравственных принципов противостоять внешним влияниям, а не механически них не
реагировать. Выдвинул продуктивную гипотезу о том, что благодаря задержке
двигательного ответа действие, не получившее внешнего выражения, не исчезает, а
сохраняется в центральной нервной системе в скрытой форме. Это предположение
использовалось Сеченовым также с целью объяснить социальный генезис
человеческого «Я».
Он отвечал на главные вопросы – что такое человек, как объясняется формирование
его нравственности с позиций естественной науки, которая доказывала несомненную
практическую пользу психологии, делала ее реальным инструментом, помогающим
воспитывать и обучать человека.
В 70 – 90 – е годы 19 в. появились новые работы ученого, в том числе посвященные
этическим проблемам.
Разбирая теории о свободе и несвободе воли, он отмечал, что между ними
действительно существует теоретическая разница в подходах и в понимании
закономерностей, определяющих человеческое поведение. Он поставил важный вопрос
о влиянии самой идеи о несвободе воли на человеческое сознание, доказывая, что
если человека воспитывали с детства честным и нравственным, то ничто не может
его развратить и сделать безнравственным и, наоборот, воспитанному
безнравственным человеку не нужны теоретические обоснования для оправдания
своего поведения. Сеченов подчеркивал, что его учение не отрицает свободы
человека, оно просто показывает, что желания и интересы воспитываются и
развиваются в зависимости от той среды, в которой человек растет.
Развивая и обосновывая свою «теорию несвободы воли», Сеченов доказывал и
возможность построения на ее основе методов воспитания нравственной личности. Он
отмечал, что его задачей является объяснить поступки человека с сильной волей,
действующего во имя высоких нравственных принципов и отдающего отчет в каждом
своем поступке.
Он существенно преобразовал представления о функциях органов чувств и мышечной
системы, выдвинув принцип «согласования движения с чувствованием». Он признал за
чувствованием функцию сигнала, позволяющего различать свойства объектов внешней
среды и тем самым обеспечить адекватную реакцию на нее. Мышечное ощущение, в
свою очередь, трактовалось как система сигналов, несущих информацию о внешней
реальности, ее пространственно – временных параметрах.
Главной же его идеей было предположение о том, что мышечная система является и
органом познания. Она производит операции анализа и синтеза, которые служат
основанием для всех уровней умственной деятельности, от элементарных до самых
сложных, включая математическое и философское мышление. На основании этих
положений он отстаивал познаваемость мира, обосновывая это физиолого-
психологическими данными.
38. #К.Д. Ушинский и становление психолого-педагогической антропологии.
Идея народности воспитания — центральная идея педагогической теории К.Д.
Ушинского. Единство общечеловеческого и национального воспитания.
В педагогической системе великого русского педагога К.Д. Ушинского ведущее место
занимает его учение о цели, прин-ципах и сущности воспитания. Важнейшим звеном
нравственно-го совершенствования личности является, как утверждал К.Д. Ушинский,
идея народности, которую он обосновал во мно-гих произведениях в та-ких, как «О
нравственном элементе в русском воспитании», «Три элемента школы», «Труд в его
психическом и воспи-тательном значении», «О пользе педагогической литера ту-ры»,
«Вопросы о народных школах», «Общий взгляд на возникновение наших народных
школ», «Воскресные школы», особенно в работе «О народности в обще-ственном
воспитании. Он отмечал, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным,
должно быть народным», что «воспита-ние, созданное самим народом и основанное на
народных нача-лах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших
системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
Вос-питание он рассматривал как «создание истории», как обществен-ное,
социальное явление и считал, что оно имеет свои объективные законы, познание
которых необходимо для того, чтобы педагог ра-ционально осуществлял свою
деятельность. Но, чтобы знать эти законы и сообразовываться с ними, надо
прежде всего изучать са-мый «предмет воспитания». «Если педагогика хочет
воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его
тоже во всех отношениях»,- писал Ушинский.
Ушинский счи-тал, что решающим в этом процессе является воспитание и что раз-
витие ребенка совершается в процессе его воспитания и обучения. Человек
становится человеком путем воспитания. «Воспитание, — писал Ушинский, —
совершенствуясь, может да-леко раздвинуть пределы человеческих сил: физических,
умственных и нравственных».
Воспитание мыслится Ушинским как целенаправленный, преднамеренный процесс
«управления личностью» цель которого — подготовить человека к жизни и активной
трудовой деятельности, воспитать гармонически развитого человека, умеющего
сочетать свои интересы с интересами своего народа и всего человечества. Из
направлений воспитания главную роль, по Ушинскому, играет нравственное
воспитание, оно — центр его педагогической концепции. Оно важнее, чем наполнение
головы познаниями. Ушинский пишет, что обогащение познаниями принесет много
пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические
познания… могли сделать гоголевского городничего «сытным человеком». Воспитание,
по мнению Ушинского, лишенное моральной силы, разрушает человека. Важно
воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство
общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как
могущественный рычаг, который может изменять не только душу, но и тело. В
процессе нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и
качества как упрямство, леность, скуку, тоску, карьеризм, лицемерие, праздность.
Важными задачами нравственного воспитания являются:
— формирование мировоззрения, моральных знаний, правильных взглядов на жизнь и
формирование системы убеждений, которую Ушинский считает главнейшей дорогой
человеческого поведения;
— развитие нравственных чувств, в частности и эстетических. Самым высоким,
пламенным чувством в человеке, «его общественным цементом» Ушинский считал
патриотическое чувство, которое «последним гибнет даже в злодее». Чувство
переведет сознание, убеждение в поведение человека;
— воспитание навыков и привычек поведения. По убеждению Ушинского, человек,
благодаря хорошей привычке, «воздвигает нравственное здание своей жизни все выше
и выше». Процесс их формирования длительный, требующий настойчивости и терпения.
Нравственное воспитание не должно строиться на страхе наказания, утомительных
«словесных назиданий». Методы и средства воспитания зависят от его содержания и
цели. Что касается метода убеждений, то им надо пользоваться в меру, не
навязывать своих убеждений, а, по словам Ушинского, пробуждать жажду этих
убеждений. При этом он предостерегал от назойливых наставлений и уговариваний,
которые часто не доходят до сознания детей. Особую роль в системе средств
нравственного воспитания К.Д. Ушинский отводил умственному и физическому труду
учащихся, их разнообразной деятельности.
Самое воспитание, считал он, если оно желает счастья человеку, должно
способствовать тому, чтобы дети были умственно развиты, морально (нравственно)
совершенны, эстетически разви-ты, физически здоровы. Все эти качества, по его
мнению, необходи-мо воспитывать и развивать на основе принципа народности.
Ушинский учил, что воспитание достигнет цели и будет содей-ствовать развитию
народного самосознания, народной жизни в целом, если оно будет иметь народный
характер. Под народностью он понимал такое воспитание, которое создано самим
народом и основано на народных началах, где выражается стремление народа
сохранить свое национальное я и способствовать его поступательному развитию во
всех областях общественно — экономической жизни. История народа, его характер и
особенности, культура, географические и природные условия определяют
направленность воспитания со своими, ценностями и идеалами.
Воспитание должно быть самобытным, национальным, дело народного образования
должно находиться в руках самого народа, который бы занимался его
организацией, руководил и управлял школой, народ определяет содержание и
характер воспитания, все население должно быть охвачено просвещением,
общественным воспитанием, подлинная народность выражается, прежде всего, в
родном языке. Принцип народности связан и с задачами формирования личности, и с
воспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, гуманности, правдивости,
трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его
правильном понимании, эстетического отношения к жизни. Все эти качества исходят
от народа и соотносятся с его характером и традициями, помогают формировать
национальное самосознание народа, принцип народности должен быть реализован
через преподавание в школе отечествоведения: истории своей страны, географии,
изучение русских писателей и поэтов (литература), при-роды России.
39. #Психологические проблемы в творчестве В.С. Соловьева
Самой яркой фигурой в русской философии второй половины XIX века был Владимир
Сергеевич Соловьёв.
Владимир Соловьёв высоко ценил идеализм Платона, его идеальное мировоззрение, но
считал, что одними идеями преобразовать жизнь невозможно. А потому, идея должна
быть воплощена материально, не потеряв своего смысла.
Соловьёв, создавая свою философскую систему, обращался к трудам и других
европейских философов. В частности к Шеллингу, Канту, Гегелю. Также как и эти
немецкие философы, он высоко ценил человеческий разум, но по ряду принципиальных
вопросов расходился с ними. Главное принципиальное различие заключалось уже в
том, что Владимир Соловьёв с начала и до конца ориентировался на христианское
богословие, в то время как немецкие философы в той или иной мере отходили от
христианства.
Центральная идея философии Соловьёва - идея всеединства. Основной принцип
всеединства: "Всё едино в Боге". Бог у Соловьёва - обсолютная личность: любящая,
милостивая, волевая, которая обеспечивает материальное и духовное единство мира.
Соловьёв был сторонником диалектического подхода к действительности. По его
мнению, действительность нельзя рассматривать в застывших формах. Самый общий
признак всего живущего состоит в последовательности изменений. Непосредственным
субъектом всех изменений в мире выступает у Соловьёва мировая душа, обладающая
особой энергией, которая одухотворяет всё существующее. Однако, деятельность
мировой души нуждается в божественном импульсе. Этот импульс проявляется в том,
что Бог даёт мировой душе идею всеединство как определяющую форму всей его
деятельности.