Понятие о стиллистической окраске слова. Двуплановый характер
стиллистической окраски
Под стилистической окраской языковой единицы понимают дополнительные (конно-
тативные) к ее основному (номинативному) значению эмоционально-оценочные,
экспрессивные и функциональные свойства. Эти свойства ограничивают употребление
слов определенными сферами, стилями, жанрами и условиями общения (ситуацией) и
тем самым несут стилистическую информацию.
Выделяют два типа стилистической окраски: функционально-стилистическую и
эмоционально-оценочную.
1. Функционально-стилистическая (стилевая) окраска. Она обусловлена регулярным
употреблением той или иной единицы языка в определенном функциональном стиле
языка. Это приводит к тому, что и сама данная единица языка (слово и т. п. )
получает окраску, отпечаток той сферы или стиля, в которой оно обычно
встречается, т. е. слово несет на себе окраску деловой, официальной, научной,
публицистической и т. п. речи (например: социальный - публицистическое,
синхрофазотрон — научное)
2. Эмоционально-оценочная окраска. при помощи слов с эмоционально-оценочной
окраской осуществляется "окраска" самих обозначаемых объектов, выражается
отношение к ним, производится их оценка и т. п. Эта окраска органически
свойственна языковой единице, неотделима от ее значения. Она проявляется в любой
сфере использования этой единицы, в самых минимальных контекстах и даже
изолированно. Так, сниженную (отрицательную) окраску имеют слова: губошлеп -
человек с большими отвислыми губами и непонятно говорящий; шалопай - бездельник,
любящий пошалить; чмокать — целовать. Слова с эмоционально-оценочной окраской
иногда очень трудно переводить на другие (даже родственные) языки, так как они
часто обладают ярким национальным колоритом.