проблема определения предмета философии
Термин "философия" имеет древнегреческое происхождение, поскольку именно в
Древней Греции философия впервые отделилась от других сфер интеллектуальной
деятельности и получила автономного характера развития. Этот термин состоит из
двух слов: "фило" - склонность, любовь, желание, преданность и "софия" -
мудрость, слово, которое буквально означает - говорить, говорить, целостно,
кстати. Еще в XIX в. существовал славянский термин "любомудрие", который можно
считать дословным переводом слова "философия". Рассматривая исторические корни
философии, мы уже дали ее первые и самые простые определения, однако на сегодня
не существует какого-то единого и общепринятого понимания и определения предмета
философии. Этот факт имеет свои оправданные основания: если в философии идет о
поисках первых человеческих жизненных ориентиров, если философия пытается
одновременно разрабатывать оправданы средства для их изобретения, то ее предмет
приобретает почти безграничных выражений. В простейшем варианте философия могла
бы выполнить свою общественно-историческое предназначение, когда она смогла бы
сопоставить между собой мир, с одной стороны, и человека, с другой стороны,
обозначить их основные возможные выявление и на этой основе сказать человеку,
что она есть и что ей предстоит делать в этой жизни и в этом мире. Однако как
мир, так и человек предстают незавершенными и почти безграничными в своих
характеристиках, действиях и проявлениях. Поэтому и философия предстает во
многом незавершенной, или, как говорят в науке, "открытой системой знания". Дело
философии скорее заключается в том, чтобы четко зафиксировать, которым уже
проявили себя человек и его действительность как исторически, так и в их
интеллектуального осмысления. Выполняя это дело, философия одновременно
выстраивает "стартовая площадка" для движения в будущее, давая к тому же
человеку несколько вроде "топографии" человеческого универсума, т.е. помогает
человеку сориентироваться в собственной реальности и получить определенные
интеллектуальные инструменты для дальнейшей жизни и деятельности.
Данная "широта" предмета и задач философии позволяет понять следующие
особенности предмета философии: 1) предмет философии исторически переменным,
поскольку исторически переменными возникают самовыражения и самосознания
человека, 2) вся история философии фактически входит в определение ее предмета,
поскольку лишь при таком условии мы и способны определить "топографию"
человечества, 3) философия предстает своеобразной формой сохранения и
обеспечения исторической непрерывности человеческой сознательной
самоидентификации, она призвана держать все время в поле внимания и в актуальном
состоянии все основные обнаружения человека как человека. Указанный момент
исторического бытия философии оказывается весьма важным ввиду того, что
философия всегда вписана в определенное социальную жизнь, функционирует в нем и
определенным образом пытается на него влиять (используя имеющийся арсенал своих
средств). Это значит, что философия имеет свое активно действующее, практическую
сторону, но не в том смысле, что она становится какой-то производственной
деятельностью, а в том, что она пытается воплощаться в реальные процессы жизни.