Философия как рефлексия над основаниями культуры. Ф.и наука. Ф. и искусство.
Рефлексия — способность человеческого мышления к критическому самоанализу.
Различают несколько видов Р. Элементарная Р. заключается в рассмотрении и
анализе индивидом собственных знаний и поступков. Такой вид Р. присущ почти
каждому человеку: каждый из нас хотя бы изредка задумывается над причинами
собственных неудач и ошибок, с тем чтобы изменить свои представления о мире или
об окружающих людях, исправить ошибки и постараться не допускать их в будущем.
Р. помогает нам учиться на своих ошибках. Научная Р. направлена на критическое
исследование научного знания, методов и приемов получения научных результатов,
на процедуры обоснования научных теорий и законов. Такая Р. находит выражение в
специальных дисциплинах — логике, методологии научного познания, психологии
научного творчества и т.п. Высшим видом Р. является философская Р. —
размышления о предельных основаниях человеческой культуры и о смысле
человеческого существования. Со времен Сократа Р. считается важнейшим средством
самопознания человека и основой его духовного совершенствования. По сути дела,
именно способность к критической самооценке является важнейшей отличительной
особенностью человека как разумного существа. Благодаря Р., вскрывающей и
устраняющей человеческие предрассудки и заблуждения, оказывается возможным
духовный прогресс человечества. Философия саморефлексивна - обращена к
собственным основаниям, требует удерживания их в контексте рассуждения;
художественное творчество - спонтанно. Философию можно определить как учение об
общих принципах бытия, познания и отношений человека к миру. Наука - это форма
духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе,
обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и
открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их
взаимосвязи. Общее между философией и наукой заключатся в том, что они: 1.
Стремятся к выработке рационального знания; 2. Ориентированы на установление
законов и закономерностей исследуемых объектов и явлений. Разное - в том что:
1. Философия всегда представлена адресно, т.е. тем или иным философом, когда его
идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не
разделяют их другие философы. Наука же в конечном счёте - плод коллективного
труда; 2. Философия не может дать точного прогноза, т.е. не может
экстраполировать достоверные знания в будущее, ибо таковыми не обладает.
Отдельный философ на основе определённой системы взглядов может лишь
предсказывать, но не прогнозировать или моделировать, как доступно ученому.
Вывод: Философия, - для одного она познается сквозь призму научного учения и
является наукой, для другого философия нечто глобальное, для третьего - то, на
чем основывается его жизнь и таким образом философия для него это его
мироощущение, мировосприятия, но никак не наука, для четвертого философия это
лишь набор букв или слово, которое он где-то слышал. Говоря же о различиях
философии и искусства, отметим следующее: Искусство говорит на языке образов о
неизобразимом, а ф-я говорит на языке рассуждений о несказанном. Имея своим
«предметом», своим устремлением то, что лежит за пределами собственно образа или
собственно понятия, искусство остается трансцендентным применением
чувственности, а философия - трансцендентным применением рациональности.
Образность доминирует в искусстве, а концептуальность - в ф-и. Хотя чувство и
мысль не разделены непроходимой гранью, все же искусство апеллирует к
воплощенности формы - в камне, на холсте, в красках или в звуках. Ф-я стремится
к «извлечению» чистого смысла, к пониманию, устраняющему образность и
представимость в картинках. Отсюда- парадоксальность главных философских
концептов - вспомним хотя бы парменидовское определение бытия как того, чего не
было и не будет, но есть.