Возникновение философии в Древней Греции. Этапы развития античной философии.
Философия (Натурфилософия) в Древней Греции возникает на рубеже VII — VI вв. до
н. э. Известно, что первыми греческими философами были Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен, Пифагор, Ксенофан, Гераклит, чья жизнь и деятельность выпадает на VI
в. до н. э.
Основные этапы развития античной философии:
1)Первый этап, который часто называют досократоеским, носит космоцентрический
характер и сохраняет вначале черты мифологии.
На первом этапе развития греческой мысли не всегда осознается различие между
понятиями и реальностью, бытием и мышлением, что приводит к их неявному или
явному отождествлению. Это нашло отражение в построениях философов милетской
школы.
Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое
наименование от названия города, где она была основана: Милета — крупного
торгово-ремесленного поли¬са в Малой Азии. Представителями данной школы являлись
Фалес, Анакси¬мандр, Анаксимен.
Философы милетской школы:
• выступали с материалистических позиций;
• занимались не только философией, но и другими науками — точными и
естественными;
• пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название -
школа "физиков");
• искали первоначало - субстанцию, из которой возник окру¬жающий мир.
(тут можете рассказать про одного фил-в…..я их ниже перечислила….ПС писать это
не надо)
Второй этап — период расцвета греческой философской мысли — отличается от
первого, во-первых, значительным качественным расширением предметного поля
философии, во-вторых, развитием категориальных средств пoстижения бытия и
богатством мыслей, опередивших свое время; в-третьих, появлением в рамках
общефилософских представлений зачатков научного знания и логики, которые
впоследствии оказали существенное влияние на все сферы человеческой
деятельности. В частности, к Платону восходит мысль о философии как
интеллектуально-духовной деятельности по преодолению противоречия между
несовершенством наличной материальной данности и совершенством мира идей.
Подобное противоречие — не внешнее для мыслящего субъекта, а выступает как
личная проблема, решение которой приводит к совершенствованию. преображению,
одухотворению человека.
Аристотель различает два уровня философии. Первая философия занимается вопросами
бытия как такового, бытия вообще, тогда как вторая философия, или физика,
исследует бытие сущего, причастного к движению. Античная философия в эпоху
Сократа, Платона и Аристотеля получает свое наивысшее, классическое развитие.
Третий этап— эллинистический — характеризуется включением элементов восточной
культуры, снижением уровня философских исследований, распадом высоких
философских школ Платона и Аристотеля. Так, стоики и эпикурейцы больше
интересуются философией практически, нежели с точки зрения Истины и Блага в
традиционно греческом их смысле. Тем самым меняются акценты в понимании предмета
философии, сужается сфера ее интересов, возрастают скептицизм и критицизм в
противовес конструктивному мышлению предшественников, появляются эклектические
философские течения.