шпаргалка

Ионийская философия. Основные представители Милетской школы и Гераклит.

[ Назад ]

Диалектика Гераклита.

Ионийская философия (и ф)

ИОНИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, древнейшее материалистическое направление греческой

философии, возникшее в начале 5 вв. до хр. э, Главные представители И. ф. —

Фалес, Анаксимен, Анаксиман К И. ф. некоторые историки относят и Гераклита. К

более поздним представителям И. ф. относят Гиппона и Диогена из Аполлонии И. ф.

зародилась в главном городе Ионии — Милете, одном из крупнейших торговых центров

тогдашней Греции. В 7 и 6 вв. до хр. э. ионийские колонии были охвачены

революционным процессом ломки общинно-родового уклада, при к-ром господствовала

землевладельческая знать, и формированием нового, рабовладельческого строя,

бывшего на том этапе прогрессивным и обеспечивавшим более широкое разделение

труда между сельским хозяйством и промышленностью. Происходило быстрое развитие

торговли, ремесленной промышленности и мореплавания. В связи с этим возникла

потребность в практических знаниях, и на этой основе зародился самостоятельный,

независимый от религии, материалистический подход к изучению явлений природы. И.

ф. отражала идеологию торговых и промышленных кругов, бывших наиболее передовой

группой класса рабовладельцев. Греческая философия и наука делали свои первые

шаги, обслуживая производственные и политические интересы торгово-промышленных

слоев. Представители И. ф. были тесно связаны с практической деятельностью

своего класса. Так, Фалес был математиком, астрономом, инженером, купцом и

политиком. Анаксимандру приписывается составление первой географической карты

земли, изобретение ряда астрономических инструментов (гномон, солнечные часы),

а также организация колоний на Черноморском побережьи. И. ф. была в основном

натурфилософией и космогонией. Ее представители были крупными учеными своего

времени. Отдельные естественные науки в этот период еще не отдифференцировались

и развивались в тесном союзе с философией. Внимание И. ф. сосредоточено на

проблеме бытия, понимаемого материалистически, на изучении природы, на

исследовании процесса возникновения и развития космоса. Вопроса о возможности

познания внешнего мира для ионийцев еще не существует, т. к. они считают эту

возможность само собой разумеющейся.

Основным принципом И. ф. является признание объективного существования материи,

находящейся в процессе вечного движения и изменения, внутренне присущего

материи. Материя не приводится в движение божественной силой, а представляет

собой живое, вечно изменяющееся первоначало. И. ф. стремится найти основной

принцип всего сущего, то всеобщее первоначало, исходя из к-рого можно было бы

объяснить все бесконечное многообразие явлений природы. Неразвитость

естествознания и экспериментального исследования принудила ионийцев отыскивать

первовещество в открывающихся человеку в непосредственном чувственном восприятии

стихиях природы — воде, воздухе.



Милетская школа

Родоначальник Милетской школы материализма Фалес (ок. 624 — 547 до хр. э.)

считал воду той всеобщей первоначальной стихией, из к-рой все возникает и в к-

рой вновь все растворяется. Мировой процесс в целом Фалесу рисуется следующим

образом: все возникает из воды и вновь в нее возвращается. Вода своими

испарениями питает небесные огни (солнце и звезды), а в виде дождя возвращается

вновь назад, превращаясь в речных и морских отложениях в землю. Из земли в виде

подземных ключей, тумана и росы снова появляется вода Иначе понимает первооснову

мира Анаксимандр. Таковой он в отличие от конкретных стихий Фалеса и Анаксимена

считал «апейрон» (безграничное) — неопределенную материю, бесконечную в

пространстве и времени, литейную определенных чувственно-конкретных определений.

«Апейрон» у Анаксимандра не бесплотный дух, а телесное вещество. Возникновение

чувственно-конкретных вещей и бесчисленного множества миров совершается путем

выделения противоположностей, заключенных в скрытом виде в «апейроне». Такими

противоположностями для Анаксимандра служат: теплое и холодное, сухое и влажное.

Космос Анаксимандр рассматривает в процессе его развития, которое определяется

не божественными силами, а процессом вечного движения материи. Солнце, луна и

звезды возникают из огненной сферы. Земля у него уже не плоский предмет,

плавающий на воде, как у Фалеса, а имеет форму цилиндра, окруженного

беспредельным мировым пространством. Анаксимандр делает наивную попытку

исторического подхода к объяснению органических существ. Животные, возникшие, по

его мнению , во время высыхания жидкой земли, были рыбообразными. В процессе

дальнейшего приспособления к новым условиям они изменили свой вид, и человек

является лишь отдельным звеном этого общего процесса.

Ученик Анаксимандра Анаксимен восстанавливает конкретно-чувственное понимание

материи. Для Анаксимена первоначалом служит «воздух». Источником движения и

развития материи являются процессы сгущения и разрежения воздуха, вызываемые

действием «теплого» и «холодного». Разрежение, по мнению Анаксимена, дает огонь,

а сгущение в последовательном развитии — ветер, облака, дождь, воду,, землю и

камни. В процессе сгущения и разрежения частицы вещества принимают различное

расположение, что обусловливает качественные различия отдельных форм материи. У

Анаксимена мы находим первые зародыши примитивно-механистического объяснения

явлений природы. Космический процесс в целом Анаксимен представляет в виде

периодического возникновения и разрушения множественности миров. Таким образом

учение первых представителей И. ф. — милетских натурфилософов — является не

только стихийно-материалистическим, но и стихийно-диалектическим. Ионийцы

выдвигают первые зародыши диалектики, выраженные в положениях о вечной

изменяемости, всеобщем единстве и единстве противоположностей. Материя, с их

точки зрения, неинертная абстрактная неподвижная масса, как. у некоторых

последующих греческих философов (например элеатов), а конкретное динамическое

вещество.

Основные принципы И. ф. высшего своего развития достигли в учении Гераклита

Эфесского (около 500 до хр. э.). Гераклит, подобно натурфилософам Милетской

школы, первичной основой природы считает начало материальное, которое

сосредоточивается у него в огне.Идея всеобщей изменяемости и принцип единства,

противоположностей получают у Гераклита, дальнейшее более отчетливое и

конкретное развитие. Процесс развития и изменения представляется Гераклиту не в

виде плавного эволюционного изменения, а является результатом диалектической

борьбы противоположностей. Война как всеобщая вражда противоположностей

становится у Гераклита основной движущей силой всякого развития. Гераклит в

отличие от ранних ионийцев выступал защитником интересов аристократии,. но эти

интересы он защищал уже не старым идеологическим оружием, а новым методом ,,

выковывавшимся в огне социально-экономической революции, охватившей в конце 6 в.

Ионию, его родину, первым идеологическим выражением к-рой явилась И. ф.



Диалектика Гераклита

Диалектика у Г. есть концепция непрерывного изменения, к-рое мыслится им в

пределах материального космоса и в основном является круговоротом веществ.

стихий – огня, воздуха, воды и земли. Здесь выступает у философа знаменитый

образ реки, в к-рую нельзя войти дважды, поскольку в каждый момент она все новая

и новая. "Г. устранял из вселенной покой и неподвижность. Ибо это [свойство]

мертвых. Он приписывал движение всем вещам: вечное вечным и временное тленным" .

По свидетельству Платона, Г. учил о всеобщем течении. В другом месте Платон

выразил эту мысль Г. так: "Все движется, и ничто не остается на месте". В

последующие времена осталась комбинация этих двух текстов Платона: "Все течет, и

ничто не остается на месте". Все всегда становится другим: теплое холодным,

холодное теплым и т.д. Даже и кикеон (священный напиток в элевсинских мистериях)

разлагается, если его не встряхивать. Даже и солнце все время обновляется и

каждый день новое.



КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |