Италийская философия. Пифагорейская школа
Италийская философия была представлена несколькими направлениями:1)
Пифагорейская школа. В своей школе Пифагор пользовался харизматической силой
власти. Его указания пифагорейцы назвали словами бога, а об его авторитете
говорит выражение: «Сам сказал!». Пифагору принадлежит концепция, согласно
которой основу явлений природы составляют числа, образующие «порядок». Мысль
Пифагора как математика развивалась следующим образом. В основе функционирования
мира лежат законы природы, которые могут быть выражены математически в виде
определенного соотношения чисел. Это соотношение и образует порядок, которому
подчиняются и движение небесных тел, и музыкальная мелодия. Само слово «космос»,
которое в наше время обозначает все, находящееся вне Земли, в переводе с
греческого — «порядок» (поэтому слова «космос» и «косметика» однокоренные,
косметика буквально переводится как приведение себя в порядок). Небесные тела не
вращаются произвольно, их движение подчиняется закону всемирного тяготения, и,
подставляя в формулу данного закона соответствующие числа, мы узнаем, где будет
находиться в любой момент времени данное небесное тело. Конечно, закон
всемирного тяготения был открыт гораздо позже, но здесь дело в принципе
первичности объективных законов природы, выраженных в соотношении чисел, что и
имел в виду Пифагор. Отметим также, что в отличие от представителей милетской
школы, у которых первоначала вещественны, материальны (вода, воздух), у Пифагора
«число» — нетелесное, нематериальное начало.
Число как таковое, как и мысль, нельзя ни увидеть, ни услышать, ни осязать.
Гегель писал, что учение пифагорейцев — один из промежуточных этапов на пути от
признания первоначал физическими к признанию их идеальными, на пути от милетской
школы к Платону.
2) Милетская школа. Фалес (640-562 г до н.э.). Основные положения: абсолютное
представляет собой единое конкретное вещественное первоначало (вода, воздух,
беспредельное - апейрон). Движение есть изначальное свойство вещей и явлений (
этот факт принимается как очевидный факт наблюдения, но не обосновыввается)
3) Элейская школа. Парменид (540-470 г до н.э.) и Зенон Элейский. Основные
положения : мыслить и быть - одно и то же, поэтому лишь бытие существует, а
небытия вовсе нет; бытие неделимо, однородно- оно неподвижно, видимое нами
движение только кажется существующим, поскольку нельзя мыслить движение как
движение.