Элейская школа, проблема бытия у элеатов. Апории Зенона
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА. Учение школы было основано на двух принципах: бытие едино, а
изменения иллюзорны. Основатель - Ксенофан из Колофона (р. ок. 570 до н.э.).
Ксенофан подверг критике современный ему политеизм, провозгласив в своем
дидактическом эпосе, что Бог - это вечное единство, пронизывающее Вселенную и
управляющее ею силой своей мысли. Ксенофан отождествлял Единое с Богом. Это
учение получило дальнейшее развитие и систематизацию у ученика Ксенофана -
Парменида, который в собственном дидактическом эпосе о природе придал ему
метафизическое звучание.
Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм
в учении о познании. В центре учения всех трёх элейских философов находилось
учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в
своей философской поэме «О природе».
Парменид - первый греческий философ, противопоставивший мышление мнению. Он
утверждал, что истинно лишь одно неизменное бытие, в то время как
множественность и изменение - лишь иллюзия. Мышление указывает, что бытие едино
и неизменно, вопреки порожденной ощущениями иллюзии множественности и
изменчивости.
Зенон (ученик Парменида) с помощью логических апорий показал абсурдность учений,
исходящих из иных предпосылок, кроме как использованных Парменидом (т.е. из
допущения движения и множества).
Мелисс суммировал школьную догматику в трактате «О природе», или «О бытии».
Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) — есть, и это следует из самого
понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) — нет, что также следует из
содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия.
Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо (тезис
«мыслить и быть одно и то же»). Истина о бытии познается разумом, чувства
формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину. Мир противоречив,
существует в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества,
ни противоположностей нет. За условными именами стоит безусловное единство
(«глыба») бытия.
Апории Зенона:
Ахиллес и черепаха
Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади
неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это
расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит
сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет
продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.
Здесь и в следующей апории предполагается, что пространство и время не имеют
предела делимости.
Дихотомия (по-гречески: деление пополам, дано Аристотелем).
Чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути, а чтобы
преодолеть половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины, и так до
бесконечности. Поэтому движение никогда не начнётся.
Летящая стрела
Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она покоится, а
поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится всегда.