Атомистический материализм Демокрита. Понятие детрминизма
В V в. до н. э. возникает атомистический материализм, наиболее выдающимся
представителем которого был Демокрит (480-380 до н. э.). После Зенона,
доказывавшего, что представление о бесконечной делимости вещей, пространства и
времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам, всякая попытка
обосновать реальность множества вещей и их подвижности должна была считаться с
этими результатами элейской критики, и притом не только в целях философии, но и
в интересах математики.
Гениальной попыткой преодоления этих трудностей явилось учение античных
атомистов. В отличие от элеатов, Демокрит считает, что окружающий нас мир — как
о том говорят нам данные чувственного восприятия — многообразен и изменчив. В
нем есть как бытие (материя), так и небытие (пустота). Чтобы логически
непротиворечиво объяснить устройство мира, он вводит понятие атома — мельчайшей
неделимой частицы материи (по греч. «атом» буквально означает «неделимый»).
Демокрит утверждает, что мир состоит из бесчисленного множества атомов, которые
движутся в пустоте.
Демокрит рисует картину эволюции мира. Существует первичный атомный хаос:
множество разнообразных по форме, величине, весу атомов носится в пустоте. При
столкновении атомы разлетаются, и в результате этих массовых столкновений
возникает вихревое движение. В вихре подобные подходят к подобным. В центре
вихря в конце концов образуется Земля, на периферии образуются светила. Земля
представляется Демокриту плоской, вращающейся вокруг своей оси.
Демокрит полагает, что атомы отличаются друг от друга по форме, порядку и
положению. Атом неделим, вечен, лишен содержания, но имеет определенную форму,
величину. Многообразие форм атомов и их комбинаций объясняет многообразие
явлений мира. Важнейшим свойством атомов является движение. Оно вечно, не имеет
начала и не нуждается в какой-то особой причине для своего существования.
Пустота — необходимое условие движения, поскольку оно возможно только в пустоте.
Сталкиваясь, атомы соединяются в разнообразных сочетаниях. Видимые нами тела —
это скопища атомов, которыми и определяются их свойства.
Атомы неизменны и вечны, а вещи как комбинации взаимодействующих атомов
преходящи и изменчивы.
Первоначальные различия атомов лежат в основе всех наблюдаемых различий вещей.
Ни одно из них, следовательно, не бывает беспричинным. Таким образом, признание
универсальной причинности непосредственно вытекает из атомистики. Поэтому
Демокрит одновременно и отрицает случайность, и признает ее. Он отрицает
случайность, понимаемую как беспричинность: никакое событие не может возникнуть
без причины; но он признает ее как противоположность целесообразности: никакое
событие в природе не возникает и не происходит ради осуществления какой-либо
цели, и в этом смысле всякое событие случайно.
Атомистическое воззрение Демокрит распространил на учение о жизни и душе. С его
точки зрения, все живые существа, в том числе и растения, одушевлены, но в
разной степени. Жизнь и смерть организмов сводятся к соединению и разложению
атомов, причем основой жизненных отправлений он считает атомы особой формы —
круглые, гладкие и весьма малые. Происхождение организмов Демокрит объясняет из
различных физических условий, отвергая целесообразность. Душа, по Демокриту,
состоит из особых огненных атомов и есть их временное соединение. Бессмертие
души он отвергает.
Атомистическая теория строения материи легла в основу всего дальнейшего развития
теоретического естествознания, а представление о неделимости атома было
оставлено физикой лишь на пороге XX в.
Детерминизм (от лат. determino – определяю) – это учение о связи и
взаимообусловленности явлений действительности. Он рассматривает вопросы о
законах природы, о взаимодействии природы и общества, о движущих силах
общественного развития, влиянии общества и отдельных его подсистем на искусство,
науку, мораль, на формирование и деятельность человеческих индивидов.
Центральной проблемой детерминизма является вопрос о существовании и действии
законов. Признание законов, по существу, означает возможность научного познания
природы и общества, возможностей науки, научно-ориентированной адаптации
человека к различным процессам. Отрицание законов, напротив, стимулирует взгляд
на природу и общество как на полностью неуправляемые и непредсказуемые процессы.
Применительно к социуму такой взгляд часто возникал из попыток выявить специфику
социальных процессов по сравнению с природными, подчеркнуть значение
деятельности людей, индивидуального творчества для социальной истории. Эта
тенденция не преодолена полностью, хотя упрощение общественных законов
стимулируется не механикой, а преимущественно биологией.
В философии техники различают две основные формы технологического детерминизма:
технологический эвдемонизм (от греч. eudaimonia – блаженство) и технологический
алармизм. Первое направление элиминирует («удаляет») все негативные последствия
технической деятельности человека и поэтому в техническом прогрессе видит одни
только позитивные моменты: боготворит технику, абсолютизирует ее значение как
источника благосостояния. Второе направление проявляет скептическое отношения к
техническим инновациям: для него «все плохо»; все сулит бедствие и разрушение
духовности человека, отчуждение от его собственной сущности и т.д. Оба этих
направления имеют своих последователей и апологетов, и в каждом из них
существуют зерна истины.