философия платона. общая характеристика. учение об идеях
Платон – основоположник идеалистического направления философии.
Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического
учения являются следующие:
материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое
существование;
окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не
существует как самостоятельная субстанция;
реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением
первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но
они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);
весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
«Триада» Платона – «единое», «ум», «душа».
Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее
состоит из трех субстанций:
«единого»;
«ума»;
«души».
«Единое»:
является основой всякого бытия;
не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни
формы, ни содержания, и т.д.);
есть ничто;
выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;
первоначало всего – всех идей, всех вещей, всей явлений, всех свойств (как всего
хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).
«Ум»:
происходит от «единого»;
разделен с «единым»;
противоположен «единому»;
является сущностью всех вещей;
есть обобщение всего живого на земле.
«Душа»:
подвижная субстанция, которая объединяет и связывает»единое – ничто» и «ум – все
живое», а также связывает между собой все вещи и все явления;
также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при
гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая
природа;
душа человека (вещи) есть часть мировой души;
душа бессмертна;
при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за
свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;
постоянство души смена телесных форм – естественный закон Космоса.
Гносеология (учение о познании) Платона.
Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им
идеалистической картины мира:
поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то
предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»;
«чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип
познания дает не достоверное знание, а лишь мнение – «докса»);
высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные –
образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть
и осознать «чистые идеи».
Проблема государства в философии Платона.
Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было
нетипично для предшественников – «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые
занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы,
но не общества). Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство
будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в
государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.
Среди шести существующих типов Платоном указываются:
монархия – справедливая власть одного человека;
тирания – несправедливая власть одного человека;
аристократия – справедливая власть меньшинства;
олигархия – несправедливая власть меньшинства;
демократия – справедливая власть большинства;
тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.
Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами
государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и,
как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными
и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.
Платоновский проект государства.
Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно
данному плану:
все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины,
работники;
работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом,
создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной
собственностью;
воины занимаются физическими упражнениями, тренираются, поддерживают в
государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях;
философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат,
управляют государством;
философы и воины не должны иметь частной собственности;
жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят
трапезы), вместе отдыхают;
не существует брака, все жены и дети общие;
допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в
плен.
В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив
небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако
другие положения данного плана были сохранены.
Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии —
это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и
мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками.
Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной
материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить.
Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть
определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой
проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же
время это Начало всех начал и Творец Вселенной. В мифе о пещере Благо
изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами,
которые проходят перед пещерой, а сама пещера — образ материального мира с его
иллюзиями.
Идея (эйдос) любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и
существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи
(эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи —
изменчивости, множественности и искаженности.
Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя
лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а
кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и
инстинктивное начало. Когда человек пребывает в ином мире, он (возница) получает
возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человек вновь
рождается в мире материальном, то знание этих истин остается в его душе как
воспоминание. Поэтому, согласно философии Платона, единственный для человека
способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески»
идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей — через красоту, любовь или
справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею,
вновь начинают расти.
Отсюда — важность учения Платона о Красоте, о необходимости искать ее в природе,
людях, искусстве или прекрасно устроенных законах, потому что, когда душа
постепенно восходит от созерцания красоты физической к красоте наук и искусств,
далее — к красоте нравов и обычаев, — это наилучший способ для души подняться по
«золотой лестнице» к миру идей.
Второй силой, не менее преобразующей человека и способной поднять его до мира
богов, является Любовь. Вообще, сам философ напоминает Эрота: от также стремится
достичь блага, он и не мудр и не невежественен, но является посредником между
одним и другим, он не обладает красотой и благом и именно поэтому стремится к
ним.
И философия, и любовь дают возможность рождения чего-то прекрасного: от создания
прекрасных вещей до прекрасных законов и справедливых идей.
Платон учит, что все мы можем выйти из «пещеры» к свету идей, поскольку
способность видеть свет духовного Солнца (то есть созерцать истину и мыслить)
есть в каждом, но, к сожалению, мы смотрим не в том направлении.
В «Государстве» Платон также дает нам учение об основных частях человеческой
души, каждая из которых имеет свои добродетели: разумная часть души имеет в
качестве добродетели мудрость, вожделеющее начало (страстное начало души) —
умеренность и воздержанность, а яростный дух (который может быть союзником как
первого, так и второго) — мужество и способность подчиняться разуму. Все вместе
эти добродетели составляют справедливость.
Платон проводит параллели между частями души и типами людей в государстве и
называет справедливостью в государстве, когда каждый человек находится на своем
месте и делает то, к чему более всего способен.
Особое место в «Государстве» Платон уделяет стражам (воинам) и их воспитанию,
которое должно сочетать в себе две части: мусическую и гимнастическую.
Гимнастическое воспитание позволяет подчинить страсти разумному началу и развить
в себе качество воли. А мусическое — позволяет смягчить яростный дух и подчинить
его законам ритма и гармонии.