Диалектика Платона.
Разумное постижение истинно-сущих родов бытия или идей — совершеннейшее, по
Платону, знание — Платон называет «диалектикой».
Для Платона диалектика — это не логика только, хотя в ней есть и логический
аспект; это не учение о познании только, хотя в ней есть и гносеологический
аспект; это не учение о методе только, хотя в ней есть и аспект метода.
Диалектика Платона — прежде всего учение о бытии, о родах истинно-сущего бытия
или об идеях. Идеализм Платона, так же как и его теория познания и диалектика,
имеет явно выраженный онтологический характер. «Идеи» Платона — не только
понятия (хотя они имеют свой понятийный аспект), а прежде всего истинно-сущие
роды бытия. В соответствии с этим «диалектика», как ее понимает Платон, — не
только путь или метод познания, это прежде всего онтологические прообразы,
образцы и причины вещей чувственного мира.
Здесь изложенное выше понимание родов бытия, соответственно: «идей», должно быть
существенно дополнено и даже исправлено. Как мы видели, «идеи» в сравнении с
вещами чувственного мира были наделены у Платона признаками, которыми элеат
Парменид характеризовал свое единое бытие: «идеи» вечны, не рождаются и не
погибают, не изменяются, тождественны себе, неподвижны, безотносительны в своем
бытии.
Не должны ли мы сказать, что такое понимание природы «идей» не диалектическое,
но, напротив, метафизическое и что если Парменид — отец древнегреческой
метафизики, то Платон, несомненно, его продолжатель? И действительно, в ряде
диалогов Платон развивает, бесспорно, метафизическую характеристику истинно-
сущего бытия, или «идей». Однако в «Софисте» и в «Пармениде», а также в
некоторых других диалогах Платон отступает от этой метафизики. В этих диалогах
он стремится доказать, что высшие роды всего сущего — бытие, движение, покой,
тождество и изменение — могут мыслиться только таким образом, что каждый из них
и есть и не есть, и равен и не равен самому себе и пребывает в своей
тождественности и переходит в свое «иное», в противоположное себе.